Экспертам службы Правового консалтинга ГАРАНТ был задан следующий вопрос:

В процессе деятельности медицинского учреждения образуются медицинские отходы классов опасности, А, Б, В, Г.

Согласно разъяснениям Росприроднадзора от 22.04.2015 N АА-03-04-36/6554 действие норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не распространяется на медицинские отходы, в связи с чем медицинская организация не должна разрабатывать нормативы и лимиты на медицинские отходы и вносить плату за загрязнение окружающей среды и готовить отчеты.

Должна ли в данном случае медицинская организация разрабатывать нормативы и лимиты на медицинские отходы и вносить плату за загрязнение окружающей среды?

Отвечая эксперты ГАРАНТ подчеркнули, что их экспертная позиция может не совпадать с мнением других специалистов

- Реклама -

Ответ

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Плата за НВОС взимается (ст. 16 Закона N 7-ФЗ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В рассматриваемой ситуации в процессе деятельности организации образуются медицинские отходы (ч. 1 ст. 49 Закона N 323-ФЗ). Отметим, что непосредственно сам Закон N 7-ФЗ не содержит оговорок о видах отходов, за размещение которых должна вноситься плата.

Отношения в области обращения, в частности, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:

  • СанПиН 2.1.7.2790–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»
  • СП 2.1.7.1386–03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

Частью 2 ст. 49 Закона N 323-ФЗ и п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790–10 определено подразделение медицинских отходов в соответствии с критериями, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681, на пять классов опасности (А, Б, В, Г, Д) и зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания человека.

Действие норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 4 декабря 2017 г. N АА-10-04-32/26588 «О направлении разъяснений»).

Законом N 89-ФЗ, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.

В то же время все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона N 89-ФЗ.

Таким образом, по нашему мнению, медицинская организация в процессе деятельности которой образуются медицинские отходы классов, А, Б, В, Г, Д, не прошедшие обезвреживание соответствующим образом, не должна разрабатывать проекты нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, предоставлять отчетность в области обращения с медицинскими отходами, а также вносить плату за НВОС.

Судебной практики по вопросу применения настоящих разъяснений экспертам ГАРАНТ обнаружить не удалось. При этом имеющиеся примеры судебной практики по вопросу обязанности по внесению платы за НВОС за размещение медицинских отходов противоречивы.

Так, в постановлении Пятнадцатого ААС от 05.12.2016 N 15АП-15113/16 суд обязал медицинскую организацию оплатить долг по плате за НВОС за размещение медицинских отходов. Однако следует учесть, что в данном решении был принят во внимание тот факт, что задолженность была подтверждена Расчетом платы за НВОС, который был предоставлен самим учреждением в территориальный орган Росприроднадзора.

В иных примерах судебной практики суды учитывали отсутствие обязанности по внесению платы на НВОС при размещении медицинских отходов. При этом в постановлении Второго ААС от 24.06.2016 N 02АП-2265/16 суд отметил, что «тот факт, что отходы образовались в деятельности медицинской организации, сам по себе не является обстоятельством, исключающим взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо также такие отходы обозначать именно как медицинские отходы» (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 28.01.2016 N Ф06-4251/15 (отказано в передаче жалобы определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России от 27.04.2016 N 306-КГ16-3171; постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 N 13АП-18681/17).

В постановлении АС Волго-Вятского округа от 15.01.2016 N Ф01-5517/15 суд также признал обязанность у медицинской организации по внесению платы за НВОС при размещении отходов, среди которых не были выделены медицинские. При этом суд отметил, что «относимость производимых Учреждением отходов к медицинским не является обстоятельством, освобождающим данное юридическое лицо как собственника этих отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В постановлении АС Северо-Западного округа от 29.09.2015 N Ф07-7048/15 суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения от платы за НВОС при размещении медицинских отходов (отказано в передаче жалобы определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России от 15.12.2015 N 307-ЭС15-16840).

comments powered by HyperComments