В России имеется опыт эффективной организации процесса обращения с отходами. Чтобы распространить его на всю отрасль, нужно устранить перекосы в законодательстве и создать экономические стимулы для участников «мусорной» цепочки, считают эксперты, с которыми пообщались журналисты РБК.

В стране существует довольно обширная инфраструктура переработки отходов: есть заводы, которые перерабатывают мусор во вторсырье или даже в готовые товары, продают их и зарабатывают на этом. Наиболее успешными примеры:

- Реклама -
  • производство изделий из пульперкартона на Солнечногорском опытно-экспериментальном механическом заводе,
  • переработка пластмасс на заводе Пларус,
  • переработка электронного лома в Лобне на заводе Петромакс,
  • производство стеклотары на зоводе Русджам в Ленобласти.

По данным зампредседателя Комитета по экологии «Деловой России» Натальи Беляевой, в РФ сейчас работает:

  • 82 крупных завода, перерабатывающих макулатуру;
  • около 10 предприятий, перерабатывающих пластик, главным образом ПЭТ-тару — бутылки, банки, флаконы и другие пластиковые емкости из полиэтилентерефталата;
  • 44 завода, использующих стеклобой для производства стеклотары («полого стекла»).

Закупочная цена 1 тонны грязного пластика составляет 40 тыс. руб. Затраты на его переработку во вторсырье (волокно, чипсы и т. п.) составляют 26−28 тыс. руб. Такое вторсырье можно продать примерно за 100 тыс. руб. Сбор и подготовка к переработке стеклобоя рентабельна при доходе, превышающем 70 коп. за килограмм, отмечает Беляева. Обеспечить такой доход очень трудно, поэтому основная часть стеклянной тары захоранивается на полигонах. Невыгодно также перерабатывать электронный лом, поскольку в России нет эффективных технологий извлечения из него драгметаллов. Для этого измельченный электронный лом экспортируется. Впрочем, извлечением драгметаллов и других полезных фракций из электроники занимается малый бизнес, но в небольших объемах и, как правило, по теневой финансовой схеме.

Несмотря на наличие перерабатывающих мощностей, проекты по организации раздельного сбора существуют недолго. Главная причина неудач — сложности с вывозом мусора из пунктов приема в места его переработки. Чтобы сделать бизнес перерабатывающих предприятий выгодным, нужно обеспечить стабильные поставки сырья.

Есть только один сегмент мусорного рынка, где относительно эффективно налажена вся цепочка обращения с отходами. Он связан с товарами и упаковкой товаров, производители и импортеры которых обязаны самостоятельно организовывать утилизацию в рамках так называемой «расширенной ответственности производителей» (РОП) либо платить экологический сбор.

В основе лежат два инструмента:

  • первый — выполнение производителями и импортерами нормативов утилизации отдельных видов товаров и упаковки, что позволяет им снизить вплоть до нуля (при 100%-ном выполнении) установленный для них экологический сбор. Этот инструмент обеспечивает основные поставки отходов на крупные перерабатывающие заводы.
  • второй — возможность снижения норматива утилизации путем использования вторичного сырья. По закону, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент: разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки. Этот инструмент выгоден также и переработчикам, поскольку стимулирует спрос на их продукцию.

Этих двух стимулов достаточно, чтобы организовать экономически эффективную цепочку обращения со всеми видами упаковки (картон, стекло, металл, пластик), считает руководитель направления рециклинга ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Дмитрий Смирнов.

Самым слабым звеном в «мусорной» цепочке является не население, утверждают эксперты. Проблема в том, что руководители жилищной сферы не видят для себя выгоды в организации раздельного сбора.

Решить проблему можно за счет мер государственного стимулирования. Но государство ведет себя непоследовательно.

Нормы и правила, регламентирующие работу региональных операторов по обращению с ТКО, препятствуют эффективному обращению с отходами. Такие компании получают деньги за вес или объем ТКО, вывезенных с контейнерных площадок. Это стимулирует регоператоров собирать все отходы в одной куче, без разделения.

Многие предприниматели опасаются, что региональный оператор заберет их контейнеры для раздельного сбора или не позволит их установить. Норматив по сбору ТКО также препятствует раздельному сбору. Обращение с ТКО должно перейти из сферы услуг в сферу производства. Деятельность должна финансироваться по правилам бизнеса — по типу лесозаготовки или добычи полезных ископаемых. Заниматься организацией обращения с ТКО должны те, кто заинтересован в получении прибыли. Только они смогут так настроить мусорную цепочку, чтобы она стала рентабельной, считает председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук.

Источник: РБК

comments powered by HyperComments