На этот, а также другие вопросы участников московской конференции «Обращение с органическими отходами: опыт и перспективы» отвечала советник отдела ТКО похоронного дела и спецпроектов Департамента государственной среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Оксана Толстокорова.

По закону оператор в области обращения с отходами — это лицо, которое осуществляет транспортировку, обработку, обезвреживание, размещение, подчеркнула Толстокорова, отвечая на вопрос о том, несет ли региональный оператор ответственность за эксплуатацию конечных объектов размещения отходов (запись есть в распоряжении Редакции).

- Реклама -
Подписка - внутри поста

Соответственно, за эксплуатацию таких объектов ответственен оператор, а региональный оператор обязан обеспечить выполнение цикла обращения с ТКО, который сформирован в территориальной схеме. Другими словами, регоператор приезжает по адресу, загружает отходы, везет на сортировку, а остатки на захоронение. За эксплуатацию конечных объектов размещения отходов он не ответственен.

«Регоператор не может быть просто лицом юридическим, у которого есть только компьютер и люди. Он должен выполнять один из видов работ в этой цепочке. Либо транспортирование, либо обработку, либо утилизацию, обезвреживание, размещение. Вот если он является владельцем объекта, то он, естественно, несет полную ответственность», — подчеркнула Толстокорова.

Она напомнила, что региональный оператор не принимает решение относительно раздельного накопления отходов. Такое право закреплено за субъектом РФ. Именно он разрабатывает акт о накоплении ТКО, в том числе раздельном накоплении. В этом акте определяются виды отходов, которые будут раздельно собираться на территории региона, а также дату, с которой в обязательном порядке будут выполняться требования по раздельному накоплению.

Также в ходе общения Оксаны Толстокоровой с представителями отрасли был затронут вопрос недовольства населения строительством нового объекта обращения с отходами. Возможна ли корректировка территориальной схемы, когда стадия общественных слушаний уже пройдена?

Требования к территориальным схемам определяются статьей 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем».

Согласно этим документам, в территориальной схеме должны быть учтены все имеющиеся объекты обращения с отходами, а также новые объекты, которые еще планируется построить. Новый объект должен быть изначально включен в терсхему, а если его там нет, то нужна корректировка терсхемы. В этом случае общественные слушания в режиме онлайн проходят заново: на сайте в открытом доступе публикуется информация о территориальной схеме со всеми приложениями. Однако если объект включен в терсхему и прошел государственную экологическую экспертизу, то он будет возводиться на законных основаниях.

Еще вопрос: кто контролирует выполнение субъектом РФ показателей в области обращения с отходами. Оксана Толстокорова напомнила, что сейчас есть Указ Президента от 14 ноября 2017 года № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ». Он устанавливает перечень показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта. Один из показателей — доля утилизированных ТКО в общем объеме ТКО. Помимо этого, согласно Перечню поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета от 23 ноября 2018 года, одним из показателей оценки эффективности работы первых лиц субъектов РФ является показатель «качество окружающей среды». Национальный проект объединяет 11 федеральных проектов. Один из них — Комплексная система обращения с ТКО. Этот федеральный проект устанавливает целевые показатели, степень достижения которых будет влиять на оценку эффективности работы первого лица субъекта.

comments powered by HyperComments