Экспертам службы Правового консалтинга ГАРАНТ был задан следующий вопрос:

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не содержит конкретной суммы (цены) договора, однако содержит условие о способе ее определения.

Между автономным учреждением (Потребитель) и региональным оператором был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее — ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.

Объем ТКО и периодичность вывоза определяются согласно Приложению к договору. Согласно условиям, под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Расчет потребителя с региональным оператором осуществляется по цене (тарифу), установленному уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов по Вологодской области. Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в счете на оплату.

В договоре не указан конкретный размер платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Соответствуют ли такие условия договора действующему законодательству Российской Федерации?

Ответ эксперта службы Правового консалтинга ГАРАНТ Иванова Александра:

Указанное условие договора не соответствует типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

- Реклама -

Обоснование вывода:

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее — постановление N 1156).

Постановление N 1156 устанавливает, в частности, отдельные перечни существенных условий договора на оказание услуг по транспортированию и договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Общими условиями, существенными для данных видов договоров, являются сроки и порядок оплаты услуг по договору (п.п. «ж» п. 25, п.п. «е» п. 36 постановления N 1156).

Постановлением N 1156 также утвержден типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — типовой договор).

В соответствии с п. 5 типового договора оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и должна быть указана региональным оператором.

Данное правило призвано защитить право потребителя достоверно знать, по какой именно цене должны быть оплачены услуги регионального оператора в текущем календарном году. Изменение условий договоров, для которых предусмотрены типовые формы, недопустимо (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 N 17АП-13583/15, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 N 05АП-1891/16).

comments powered by HyperComments