Действенным практическим шагом в решении проблемы обращения с медицинскими отходами может стать их включение в ФККО, предложил директор ООО «НПО Экология» Сергей Лебедев в рамках своего выступления на первой Международной конференции «Обращение с медицинскими отходами», которая проходила в Москве 19 марта.

Он пояснил, что медицинские отхода класса «А» приближаются к ТКО, класс «Г» относится к промышленным отходам. А вот категории опасности «Б» и «В» «плавают вне закона».

- Реклама -

Суть предложения заключалась в том, чтобы медотходы класса «Б» и «В» внутри ФККО обозначить соответствующей литерой. Такой код должен расшифровывать эпидемиологическую опасность и прочие параметры.

Источник: Презентация «Предложения по гармонизации законодательства в сфере обращения с медицинскими отходами» директора ООО «НПО Экология» Сергея Лебедева
В итоге медотходы класса «Б» и «В» войдут в Федеральный закон, деятельность по обращению с медицинскими отходами можно будет лицензировать и контролировать рынок участников.

В настоящий момент региональный оператор по обращению с отходами руководствуется Федеральным законом № 89-ФЗ, согласно которому, отходы делятся на I — IV класс опасности. Но у медицинских отходов иная градация (А, Б, В, Г). Поэтому возникает проблема: регоператор приходит в ЛПУ забирать ТКО, а учреждение ему предоставляет отход класса «А».

Также в разрезе лицензирования: в чек-листах указано, что отходы необходимо сдавать организации, которая имеет лицензию, подчеркнул Сергей Лебедев. Однако ЛПУ и фармацевтические компании не могут сейчас найти лицензированную организацию, но договор на вывоз отходов заключить обязаны. В итоге нарушителями являются организации-образователи отходов, а также те перевозчики, которые заключают с ними договор.

Наталья Соколова, которая сейчас исполняет обязанности завкафедры экологического надзора, экспертизы и нормирования базовой кафедры РГУ нефти и газа имени Губкина, прокомментировав предложение Лебедева, отметила, что ограничиваясь внесением медицинских отходов в ФККО, проблему решить не получится. По ее мнению, нужно обязательно трансформировать Федеральный закон № 89-ФЗ и вносить в него отдельный раздел, посвященный регулированию медицинских отходов.

и.о. зав. кафедрой экологического надзора, экспертизы и нормирования (базовой кафедрой Росприроднадзора) РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Наталья Соколова
В рамках своего выступления Соколова напомнила, что раньше полномочия принимать НПА в части медотходов были у Минздрава, согласно п. 5.2.114 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608. Но постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2014 № 913 п. 5.2.114 был признан утратившим силу.

Теперь в статье 2 закона № 89-ФЗ упоминается, что деятельность, связанная с медицинскими отходами, регулируется соответствующим законодательством, но, кроме общих слов никаких правил и порядка не существует, что порождает ряд неприятных законодательных коллизий.

Источник: презентация «Законодательные коллизии и пробелы государственного регулирования и надзора за обращением с медицинскими отходами» Натальи Соколовой
Наталья Соколова считает, что разрабатывать отдельный закон о регулировании медицинских отходов нет необходимости. Нужно включить их в закон № 89-ФЗ, изменив статью 2, а также внести поправки в закон о лицензировании.

Тем не менее академик РАН, доктор технических наук Николай Васильевич Русаков (стоял у истоков формирования первых СанПиН) назвал предложение Сергея Лебедева интересным, предложив «НПО Экология» объединить усилия в проработке практического применения инициативы.

Отметим, тема регулирования медицинских отходов крайне актуальна. По данным заместителя председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии, члена Общественного совета Минприроды РФ Владислава Жукова, который был спикером конференции, в России образуется порядка 4 млн т медицинских отходов в год.

Корнем проблемы является Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», отметила в рамках своего доклада заместитель директора по инновациям ФГБУ УралНИИ «Экология» Анна Ощепкова. Согласно документу, действие Порядка не распространяется на вопросы обращения с отходами ЛПУ. Поэтому в ФККО нет группы видов, которые бы назывались медицинские отходы. Но по факту все отходы классов, А, Г находят отражение в ФККО. Кроме того, в каталоге есть группа, которая содержит отходы от обезвреживания медицинских отходов.

Источник: презентация «Классификация медицинских отходов и ее влияние на обращение с ними» Анны Зальмановны Ощепковой
Свое место в ФККО медицинские отходы могли бы найти в блоке 7. По мнению Ощепковой, отходы при предоставлении услуг в области здравоохранения, относящиеся к твердым коммунальным отходам можно было бы вставить в группу 7 37 ФККО. Что касается специфических отходов классов Б и В, то в ФККО зарезервирован пустой блок 5, в который могут быть вписаны эти классы.
Источник: презентация «Классификация медицинских отходов и ее влияние на обращение с ними» Анны Зальмановны Ощепковой
Если система будет построена вышеперечисленным способом, она обеспечит и системность в учете и работу по сбору и утилизации медицинских отходов, понимание объема образования таких отходов, а также контроль за их обращением.

comments powered by HyperComments