Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 февраля 2019 года по делу № А47−13 493/2018

По результатам плановой выездной проверки инспекторы Росприроднадзора установили, что у организации образуется отход — «шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди)». В утверждении нормативов образования отходов и лимитов на размещение такого отхода было отказано, ввиду наличия недостоверной информации, связанной с указанием в таблицах проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение неподтвержденного в установленном порядке пятого класса опасности.

- Реклама -

В результате сделан вывод: размещение данного вида отхода производится при отсутствии лимитов на его размещение.

Росприроднадзор вынес организации предписание: в срок до 26.07.2019 подтвердить в установленном порядке класс опасности отхода «шлаки производства меди
(шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди)».

Организация посчитала незаконным предписание Росприроднадзора и обратилась в Арбитражный суд.

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 февраля 2019 года по делу № А47−13 493/2018

Позиция суда

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, у которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны отнести соответствующие отходы к конкретному классу опасности. Подтверждение осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 утвержден Порядок отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу. Для подтверждения организация в соответствии с пунктом 6 Порядка направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности необходимые документы и материалы. Для принятия решения о соответствии отходов конкретному классу опасности Росприроднадзор в течение 5 дней с даты поступления материалов направляет их в ФБУ «ФЦАО» (пункт 14 Порядка).

Критерии отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536. В силу пункта 3 Приказа N 536 критериями отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:

  • степень опасности отхода для окружающей среды;
  • кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

Таким образом, в силу прямого указания п. 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ:

  • на заявителя возложена обязанность осуществить всех необходимые и достаточные действия, чтобы отнести отходы к конкретным классам опасности,
  • на административный орган на основании представленных заявителем документов — обязанность по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу.

Организация неоднократно направляла в Росприроднадзор заявление о подтверждении отнесения отхода «шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черной меди)» к конкретному классу опасности. Ведомство не подтверждало отнесение спорного вида отхода к указанному заявителем классу опасности по причинам наличия замечаний в составе представленных документов.

Организация не исполнила обязанность по подтверждению отнесения спорного вида отхода к конкретному классу опасности и не совершила все необходимые и достаточные действия.

В ходе судебного заседания судом установлено, что сама по себе формулировка «обеспечить подтверждение в установленном порядке класса опасности…» не возлагает на организацию какие-либо дополнительные обязанности. Административный орган на основании представленных организацией документов должен иметь реальную возможность подтвердить отнесение отхода к конкретному классу опасности.

Ненадлежащее исполнение организацией такой обязанности на протяжении длительного времени влечет за собой образование спорного вида отхода в отсутствие утвержденных нормативов, а размещение отхода — в отсутствие лимитов.

Таким образом, подтверждение отнесения спорного вида отхода к конкретному классу опасности со стороны административного органа зависит только от действий организации.

Суд решил организации отказать в удовлетворении заявленных требований.

comments powered by HyperComments