В течение первого квартала 2019 года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 8 325 обращения. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ. Итоги анализа приведены в сводной таблице.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

ВЫВОДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА

  • Переход на новую систему обращения с ТКО не привел к резким сбоям в вывозе мусора в стране в целом, хотя отдельные проблемы появлялись в отдельных регионах, а в некоторых из них до сих пор не решены.
  • Переход на новую систему обращения с ТКО не привел к резкому повышению платежей граждан, хотя для большинства потребителей рост платежа все же произошел. Особенно заметным он стал для жителей сельской местности и тех домовладений, где на небольшой площади проживает большое количество людей.
  • Переход на новую систему обращения с ТКО в большинстве случаев не привел к ожидаемым результатам: улучшению качества уборки, ликвидации несанкционированных свалок, развитию раздельного сбора, сортировки и переработки ТКО.

В ходе мониторинга были выявлены следующие проблемы.

1. Недостаточная информированность граждан, непонимание принципов расчета платы за вывоз ТКО

Для значительного количества граждан переход на новую систему обращения с ТКО стало сюрпризом. У граждан не было достаточной информации о сути изменений, целях и задачах реформы, отсутствовало понимание, почему платеж изменился и как он рассчитывается. В ряде регионов (например, в Московской области) плату за вывоз мусора включили в квитанцию вместе с платой за электроэнергию или капитальный ремонт, что вызвало дополнительные вопросы. Кроме того, граждане жалуются на отсутствие или плохую работу колл-центров, через которые можно получить ответы на вопросы, касающиеся новой системы обращения с ТКО. Такие проблемы были зафиксированы в Московской, Орловской областях, Пермского края, Псковской, Тверской, Ульяновской областях и ряде других субъектов РФ.

2. Расчет платы за содержание при появлении платы за ТКО в разделе «коммунальные услуги»

Расчет платы за обращение с ТКО «по-новому» вызывает множество вопросов у граждан по всей стране.

Во многих регионах возникли сомнения в адекватности методики, измеряющей норматив накопления ТКО.- данные нормативы для одинаковых домов могут в несколько раз различаться в разных регионах. Особенно много вопросов возникает в связи с расчетом данного норматива в сельской местности, где жители перерабатывают и самостоятельно утилизируют большую часть отходов.

При переходе на новую систему обращения с ТКО плата за содержание общего имущества МКД должна быть уменьшена, в идеале — на такую же сумму, которая появилась в строке «Плата за ТКО» в разделе «коммунальные услуги». Как же произошло на самом деле?

Анализ привел к следующим выводам.

Из общего объема присланных анкет можно сделать вывод о том, что в 14% присланных анкет плата за содержание увеличилась, в 45,7% плата за содержание не изменилась и в 40,3% присланных анкет плата за содержание уменьшилась.

В ряде субъектов возмущение граждан вызывает включение в тариф инвестиционной составляющей, за счет которой планируется построить новые полигоны, сортировочные, мусоросжигающие и мусороперерабатывающие заводы, которые впоследствии становятся собственностью частных предпринимателей (На это обращали внимание эксперты из Тюменской, Московской, Кировской областей). Региональные операторы, которые пытаются сегодня делать бизнес не за счет увеличения тарифа для населения, а за счет, например, продажи продуктов переработки ТКО — редкость.

3. Отсутствие возможности перерасчета платы за помещение, где собственники реально не проживают

Новая система, в частности, предполагала, что услуга по вывозу ТКО переходит из разряда жилищных услуг в разряд коммунальных и плата за нее взимается отдельной строкой в разряде коммунальные услуги. При этом субъект РФ вправе принять решение, как начислять плату за данную услуг: по количеству проживающих в помещении, в зависимости от площади помещений или по норме накопления.

Особенно большое количество вопросов возникало в тех субъектах РФ, где плата начислялась в зависимости от площади помещения (Московская область, Иркутская область, Камчатский край, многоквартирные дома в Калужской, Саратовской, Нижегородской, Воронежской, Пензенской областях). Такая форма расчетов вынуждает собственников платить за все имеющееся жилье, даже то, где они не проживают и мусор по факту не производят. Механизма перерасчета платы за ТКО в случае, если собственник в помещении не проживает, действующее законодательство не предполагает.

Еще одним распространенным вопросом, связанным с внедрением системы обращения с твердыми коммунальными отходами, стал вопрос о начислении платы за обращение с ТКО исходя из количества собственников жилого помещения, в котором никто из граждан не зарегистрирован. При этом законодательно механизм перерасчета, как в случае с временным отсутствием потребителя, не предусмотрен.

4. Проблемы с выставлением платежных документов

Во многих регионах операторы по обращению с ТКО не обладают актуальной базой абонентов, что приводит к многочисленным ошибкам в выставлении платежей, появлению «двойных квитанций», не выставлению счетов значительному количеству граждан. Такие проблемы отмечались, например, в Брянской, Калининградской, Курской областях, Пермском крае, Псковской, Самарской, Саратовской, Московской, Тамбовской, Тверской, Ярославской областях.

5. Проблемы с заключением договоров

Эти проблемы были отмечены в Тверской, Московской, Саратовской, Орловской и ряде других областей.

С нежилыми помещениями очень сложно идёт процесс по заключению договоров, а также внесения изменений и дополнений в типовой договор, который отображал реальную картину по тому или иному виду хозяйственной деятельности.(аналогичные высказывания характерны для разных регионов).

С председателями правлений ТСН, ТСЖ, ЖСК не заключают договор по фактическому сбору мусора, приходиться идти в суд .(аналогичные высказывания характерны для разных регионов).

6. Проблемы инфраструктуры

Несовершенство существующей территориальной схемы обращения с отходами, нехватка сертифицированных полигонов (Такие проблемы были отмечены экспертами в Архангельской отложено, Липецкой, Кировской, Тамбовская областях, Р. Хаксия, Р. Крым, г. Севастополь)

Нехватка контейнерных площадок и контейнеров (Такие проблемы были отмечены экспертами в Самарской, Калужской, Нижегородской, Смоленской, Ульяновской и ряде других областях)

Проблемы с перевозчиками (контракты заключаются с организациями не имеющий свой автопарк и необходимое количество людей) (Пермский край).

7. Некачественное оказание услуги

Не соблюдается график вывоза ТКО (Подобные проблемы были отмечены экспертами в Московской, Тверская область, Р. Удмуртия, Челябинская область, Астраханская область перешел до 01.19, Курская область, Нижегородская область в сельской местности)

Контейнерные площадки, особенно в сельской местности, не убираются (Пермский край)

8. Другие проблемы

  • Недостаточная работа по организации сортировки, раздельного сбора мусора;
  • Введение новой системы обращения с ТКО не способствует ликвидации несанкционированных свалок. Средства на их ликвидацию, фактически, не заложены в тарифы;
  • Вопросы, связанные с включением в тариф инвестиционной составляющей.
comments powered by HyperComments