Организация посчитала, что расчет утилизационного сбора в отношении ввезенных в страну колесных транспортных средств должен производиться исходя из фактической массы транспортных средств, отраженной в графе 38 декларации на товары. Поэтому организация обратилась в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.

Однако таможенный орган отказался выполнить требование организации, полагая, что утилизационный сбор должен быть рассчитан с учетом «полной массы» транспортного средства, включающей в себя массу автомобиля и максимальную массу груза, водителя и полного топливного бака.

- Реклама -

Организация обратилась с иском против таможни в судебную инстанцию.

  • Арбитражный суд Приморского края (решение от 27.08.2018),
  • Пятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 02.11.2018),
  • Арбитражный суд Дальневосточного округа (постановление от 30.01.2019)

удовлетворили требования организации. Тогда таможенный орган подал кассационную жалобу в Верховный Суд.

Определение Верховного Суда РФ от 8 мая 2019 г. по делу № А51-10863/2018

Высший судебный орган РФ отметил, что разрешая спор, суды учли, что для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.

Установив, что ни постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291, ни Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержат определения того, каким образом рассчитывается полная масса колесного транспортного средства, от которой при определенных условиях зависит размер подлежащего уплате утилизационного сбора, суды пришли к выводу о наличии неопределенности в правовом регулировании.

Применив статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации, суды указали на отсутствие у таможенного органа законных оснований для толкования и внесения уточнений в правила исчисления утилизационного сбора в сторону увеличения фискального бремени, возлагаемого на его плательщиков.

Верховный Суд решил, что нижестоящие инстанции правомерно признали незаконным отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.

comments powered by HyperComments