Вопрос задан природопользователем в продолжении темы «Переход права собственности на отходы I–IV класса опасности»:

Моя вторая просьба-вопрос вытекает из вашего заключения о возможности перевода отхода в статус «побочной продукции». Теоретически процесс перевода более-менее понятен, но он балансирует на грани в том числе и по причине пробелов в законодательстве. Могли бы поделиться опытом практического перевода отходов в статус продукции на предприятии и особенно опытом коммуникации с РПН по данному вопросу.

Ответ

Фактически несколько предприятий, с которыми мы работаем воспользовались нашими рекомендациями и перевели некоторые свои отходы в побочную продукцию. Претензий со стороны контролирующих органов пока не было, но раскрывать более подробно данную информацию я не могу, т. к. она конфиденциальная.

- Реклама -

При принятии решения о переводе отхода в побочную продукцию прежде всего надо понять действительно ли он может быть продукцией и будет востребован потребителем в его хозяйственной деятельности, при этом этот потребитель не должен осуществлять специализированные виды деятельности (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение). Не может ли быть причинен какой-либо вред при использовании данной продукции.

Что касается взаимодействия с надзорными органами, я практически уверена, что они добровольно никогда не возьмут на себя ответственность и не разрешат «перевести» отход в побочный продукт (это что касается Росприроднадзора, а вот в Минприроды можно запрос сделать, но лучше через консультантов), вместе с тем бремя поиска доказательной базы лежит именно на надзорных органах, они должны доказать, что у Вас именно отход, а Вы можете доказать суду обратное.

В этом вопросе очень показательно дело ООО «ПрофЦемент-Вектор» (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.08.2017 N Ф05-9722/2017 по делу N А40-206749/16 и Определение Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 305-КГ17-18605 по делу N А40-206749/2016).

Мы всегда исходим из того, что согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 25.12.2018) отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Соответственно, в обобщенном виде, если не удаляются, не предназначены для удаления или не подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, то не отходы.

Далее, чтобы подтвердить, что побочная продукция, пользуемся следующими документами и рекомендациями.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Далее ФЗ-184) продукция — это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

В соответствии с п.1 статьи 13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно письму Минприроды России от 5 мая 2016 г. N 04-12-27/9376 необходимо иметь в виду, что отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия.

Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом разрабатываемые нормативные и нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

В соответствии с разъяснениями Минприроды России по разграничению понятий «продукция» и «отходы» (см. здесь http://25.rpn.gov.ru/node/27550) вещества, материалы, предметы, образующиеся в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной или иной деятельности, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

  • при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить вещества, материалы, предметы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
  • при наличии утвержденных технических условий на продукцию, которые разработаны на основе государственных и/или отраслевых стандартах на такую продукцию, а также учитывают санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохра