Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко обсуждает с федеральным центром создание регионального оператора по обращению со строительными отходами. Это связано с большим количеством такого мусора, который поступает в регион из Петербурга. По данным господина Дрозденко, ежегодно город генерирует не менее 15 млн тонн строительных отходов, что в шесть раз превышает объем бытовых. Для выбора оператора планируется провести конкурс, участием в котором уже заинтересовались игроки этого рынка.

Об изменениях в «мусорной» реформе рассказал губернатор Александр Дрозденко вчера в рамках правительственного часа на заседании регионального парламента. Изначально он там не должен был присутствовать, но, оставшись недовольным общением своих подчиненных (заместителя начальника Управления по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Ирины Чуркиной и зампреда правительства по безопасности Михаила Ильина) с депутатами, извинился за то, что они плохо подготовились к встрече, и решил рассказать о развитии отрасли сам.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Одно из самых значимых заявлений — планы по созданию в регионе управляющей компании по обращению со строительным мусором, которую выберут по конкурсу.

«Возможно, это будет одна или две компании. Мы не планируем в ней участие за счет бюджетных средств. Они, как и УКООЛО (регоператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ленобласти — ред.), будут определять территории для утилизации и переработки строительных отходов, контролировать их передвижение и вывоз на территорию региона», — пояснил Александр Дрозденко.

Для того чтобы подчеркнуть актуальность проблемы, он сообщил, что ежегодно в Петербурге генерируется как минимум 15 млн тонн строительных отходов, что в шесть раз больше городского объема твердых коммунальных отходов (ТКО). Сроки и стоимость контракта Александр Дрозденко не уточнил.

Позже в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти «Ъ» пояснили, что для создания такой управляющей компании требуется изменить федеральное законодательство. Корректировку соответствующего закона Александр Дрозденко обсуждал в начале недели на совещании в режиме видеоконференции с министром природных ресурсов и экологии РФ Дмитрием Кобылкиным, дополнили там.

Кроме того, к 2023 году власти Ленобласти намерены закрыть все действующие мусорные полигоны и перейти на глубокую переработку мусора. По информации профильного ведомства, сегодня в регионе работает 15 полигонов.

«Существующих мощностей хватит на два года. Мы предложим альтернативные площадки для переработки и последующего складирования „хвостов“», — пояснил глава Ленобласти.

Также в планах областных властей внедрение QR-кодов на мусоровозах в Ленобласти. В них будет находиться информация о разрешении на переводку груза и о маршруте вывоза мусора, а также данные юрлица, которые принимает отходы. Предполагается, что выдавать QR-коды будет регоператор, а контролем займутся инспекторы ГИБДД и Госэконадзора. Машину с отсутствующим кодом отправят на штрафстоянку. Подобный метод работы область рассчитывает предложить и Смольному.

В ближайшем будущем области предстоит работать с городом еще плотнее. По словам Александра Дрозденко, с четвертого квартала этого года два региона могут перейти на единую систему управления потоками отходов.

«Будет ли это единая управляющая компания или иная форма, сказать сложно», — отметил господин Дрозденко.

Идея создания единого для Петербурга и Ленобласти оператора по обращению с отходами появилась весной этого года, а летом ее поддержал президент РФ Владимир Путин. Но накануне в Смольном высказались против этих планов, сообщали СМИ.

В 2018 году во многих регионах России стали выбирать региональных операторов по обращению с отходами, которые отвечают за вывоз, транспортировку, обработку и хранение ТКО. В Ленобласти им стала Управляющая компания по обращению с отходами (УКООЛО), с которой весной 2018 года был подписан десятилетний контракт на 25 млрд рублей. При этом существование региональных операторов в сфере обращения строительных отходов в федеральном законодательстве не прописано, напомнил президент холдинговой компании «Созвездие Водолея» Владимир Хильченко. Сейчас для вывоза такого вида отходов необходимо заключать договоры с компаниями-перевозчиками. Недобросовестные игроки рынка везут мусор не на полигоны, а отправляют в леса и водоемы.

«В советское время был полигон только для промышленных отходов, а сейчас таких нет. Это очень серьезная проблема. Если мы посмотрим на все несанкционированные свалки, то на 80% они заполнены именно строительными отходами», — сказал генеральный директор Автопарка № 1 «Спецтранс» Анатолий Язев.

Председатель Национального союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами Михаил Василенко называет идею губернатора актуальной, поскольку сфера строительных отходов остается бесконтрольной.

«Это пугает порядочных строителей, которые платят деньги за вывоз и размещение мусора, но не понимают, кто из операторов действительно его довезет, а кто выкинет в речку», — объясняет он.

По словам господина Василенко, специализированных компаний по работе со строительными отходами в регионе нет. Из-за привлекательности ценообразования этим занимаются различные участники мусорного рынка, указывает он. Основными его игроками являются Автопарк № 1 «Спецтранс», Автопарк № 6 «Спецтранс» и «Мехуборка».

Владимир Хильченко сообщил журналистам, что планирует участие в конкурсе по выбору регоператора. Но как это будет работать на практике, непонятно, учитывая, что принципиальной разницы между ТКО и строительным мусором не существует и их вывозом занимаются одни и те же компании, добавил он. Генеральный директор УКООЛО Николай Хасиев затруднился ответить на этот вопрос из-за недостаточного количества информации о конкурсе. Анатолия Язева заинтересовала инициатива господина Дрозденко. «Это очень крупный бизнес — значительно крупнее, чем по ТКО», — сказал он. Обязанность по оснащению своих мусоровозов QR-кодами он назвал необременительной, так как соответствующую информацию он уже давно получает благодаря системе ГЛОНАСС.