Имея лицензию на обращение с отходами и размещая их на арендуемом земельном участке, Общестовом был причинен доказанный вред почвам.

Предмет спора

- Реклама -
Подписка — внутри поста

О взыскании вреда, причиненного почвам.

Суть спора

Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее — истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Топливно-энергетической компании» (далее — ответчик, ООО «ТЭК») о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в размере 7 466 700 руб.

Решение суда

Иск удовлетворить полностью.

Фабула дела

В ходе внеплановой проверки установлено, что ООО «ТЭК» имеет лицензию на осуществ­ление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвре­живанию и размещению отходов I-IV класса опасности серии 061 № 88/П от 04.03.2014 г. Видами работ (услуг), выполняемыми (оказываемыми) в составе лицен­зируемого вида деятельности, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» у ООО «ТЭК» являются: сбор отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности. При этом на земельном участке с кадастровым номером 61:10 600 004:718, который эксплуатируется ООО «ТЭК» на основании договора аренды земельного участка от 27.12.2017 г. № 11/6, заключенного с Комитетом иму­щественных отношений Азовского района, фактически не являющимся полигоном ТКО, произведено размещение принимаемых отходов.

Правовое обоснование: Специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО — ЦЛАТИ осуществлен отбор проб отходов, размещенных на территории земельного участка и почвы, подвергшейся негативному воздействия вследствие размещения отходов.

Согласно экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от 16.07.2019 № 5 установлено, что отходы, размещенные на земельном участке с кадастровым номером 61:10 600 004:718, имеют IV класс опасности (малоопасный). На основании данного экспертного заключения установлено, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом (далее — ФККО) отходу «ТКО составная» может быть присвоен код 7 30 000 00 00 0 и наименование отхода — отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению.

В соответствии с представленным на экспертизу протоколом биотестирования отхода от 15.07.2019 № 194, образец отхода является токсичным. Следователь­но, происходит токсичное влияние не санкционированно размещенных отходов на почву.

Согласно представленным сведениям площадь участка, на котором обнаружена порча почв, составляет 24 889 м2.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства и потребле­ния)ЮЛ и ИП при эксплуатации зда­ний, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области

обращения с отходами.

Пунктами 1.19, 1.25 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекуль­тивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996, предусмотрено, что хозяйственная зона проектиру­ется для размещения: административно-бытового корпуса, контрольно-пропускного пункта совместно с пунктом стационарного радиометрического контроля; весовой; гаража и площадки с навесами и мастерскими для стоянки и ремонта машин и меха­низмов; склада горюче-смазочных материалов; складов для хранения энергоресур­сов, строительных материалов, спецодежды, хозяйственного инвентаря и др.; объек­тов и линий электроснабжения и других сооружений. Территория хозяйственной зо­ны должна иметь твердое покрытие, освещение и въезд со стороны полигона. По периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение. Ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более 2 м, вал высотой более 3 м. В ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота или шлагбаум.

В соответствии с положениями пунктом 6.9 СанПиНа 320.1 325 800.2017 «Свод пра­вил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя РФ от 17.11.2017 № 1555/пр, территория полигона должна быть огорожена.

Также согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.7.1322−03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322−03» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на от­крытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негермитичной таре долж­ны соблюдаться следующие условия: временные склады и площадки должны рас­полагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, обо­рудование навесом и т. д.); поверхность площадки должна иметь искусственное во­донепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, поли-мербетон, керамическая плитка и др.);по периметру площадки должна быть преду­смотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

Таким образом, сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на окружающую среду, объекты природопользования, здоровье населения и является нарушением статей 11, 39, 51 Закона об охране окружающей среды, ст. 42 Земельно­го кодекса Российской Федерации, ст. 11 Закона об отходах производства и потреб­ления, СанПиНа 2.1.7.1322−03, СанПиНа 320.1 325 800.2017, Инструкции по проек­тированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отхо­дов.

Деятельность ООО «ТЭК», связанная с размещением отходов, оказывает негативное воздействие на почву, как на компонент окружающей среды и приводит к ее негативным изменениям (деградации).

На основании данных, полученных в результате проведения проверки в от­ношении ООО «ТЭК», Управлением произведен расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в соответствии с Приказом Министерства при­родных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объек­ту охраны окружающей среды» (далее — Методика).

Материалами дела установлены загрязнения, а, следовательно, и причинения ответчиком вреда окружающей среде.

Под причинителем понимается лицо, действия которого причинили вред окружающей среде, независимо от его вины.

Под действиями (или бездействиями) лица соответственно понимается вид деятельности (например, водоснабжение, водоотведение и т. д.) которую осуществляет организация.

При таких обстоятельствах, истец обоснованно возложил ответственность по возмещению вреда, причиненного водному объекту, на общество, поскольку эксплуатируемый ООО «ТЭК» находится в неисправном состоянии, что способствует поступлению отходов на почву.

Размер вреда, причиненного ООО «ТЭК» за проверяемый период составил: 7 466 700 руб.

Решение принято судом первой инстанции.

Документы