Суть спора

Орган местного самоуправления обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа в части необходимости в установленный срок обеспечить допустимую концентрацию химических веществ в почве.

Решение суда

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования Административного органа.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Суд кассационной инстанции оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменений.

Фабула дела

В ходе проведенной проверки Административный орган установил факт превышения предельно допустимых концентраций химических веществ в почве в результате размещения на данной территории отходов производства и потребления, собственник которых не был определен.

Полагая, что обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия при размещении отходов в указанном случае возложена на органы местного самоуправления, Административный орган выдал органу местного самоуправления предписание о необходимости в установленный срок устранить указанное нарушение.

Не согласившись с предписанием Административного органа, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

Правовое обоснование

В соответствии со ст. 11 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране и защите земель.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Исходя из положений ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки, расположенные на территории городского поселения, находятся в ведении органа местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

При этом согласно прим. к п. 7.8 ГОСТ 30 772–2001. Межгосударственный стандарт. «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

На основании изложенного, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований органа местного самоуправления.

Резюме суда

В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Комментарий юриста

Для возложения обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на земельном участке, собственность на котором не разграничена, необходимо установить лицо, ответственное за этот земельный участок.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Из анализа судебной практики следует, что, согласно нормам земельного, санитарного законодательств, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на земельном участке, собственность на котором не разграничена, обязан орган местного самоуправления (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2019 по делу № А06−7485/2018, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 г. № 12АП-6765/19).

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.02.2018 № 559-О, до наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с предоставлением соответствующего бюджетного финансирования на органы местного самоуправления не может возлагаться вся полнота бремени несения затрат по очистке их территорий от загрязнения отходами потребления.

Окончательное решение о правомерности возложения обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения отходов суд может вынести с учетом конкретных обстоятельств дела.

Документы