Предмет спора

О признании недействительным приказа об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Суть спора

16 ноября 2018 года ПАО «СТЗ» подано заявление в Департамент Росприроднадзора по УФО об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. С указанным заявлением на утверждение был подан разработанный Проект нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

27 декабря 2018 года Департаментом Росприроднадзора по УФО вынесен Приказ № 2437 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

ПАО «СТЗ» не согласившись с вынесенным приказом, обратилось в арбитражный суд.

Решение суда

Признать ненормативный правовой акт недействительным полностью.

Фабула дела

Основаниями для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, послужил вывод о том, что представленный проект содержит недостоверную информацию, связанную с наличием арифметических и логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Методические указания), утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2014 № 349:

  1. В проекте учтены не все виды отходов образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности ПАО «Северский трубный завод», а именно: отходы огнеупорных материалов от ремонта печей и печного оборудования, бой электродов графитовых, шлак сталеплавильный, окалина сталеплавильная и прокатная, отсев известняка и пыль известковая, окалина замасленная, шлак сварочный, пыль газоочистки дробильно-сортировочного комплекса, уловленная газоочистными установками, магнитный продукт, образованный после магнитной сепарации сталеплавильных шлаков, шлак от резки металла, образующийся при переработке металлического лома газовой резкой, обезвоженный осадок, образующийся от сооружений биологической очистки.

Несмотря на то, что вышеуказанные отходы после их образования продаются в качестве вторичного сырья, они являются отходами, образованными в процессе производства и выполнения работ, которые предназначены для удаления или подлежат удалению.

Данные виды отходов включены в Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков.

Методическими указаниями установлен единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

На основании вышеизложенного, вышеуказанные отходы необходимо включить в проект.

  1. В составе проекта не представлены технические условия, устанавливающие требования к образующимся отходам, материалам, веществам, на которые делается ссылка. Кроме того, в проекте отсутствуют сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы указанных технических условий.

Технические условия, утвержденные на предприятии, относятся к технической документации.

В соответствии с п. 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон № 174-ФЗ) объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества которые могут поступать в природную среду. Статьей 27 Закона № 174-ФЗ предусмотрена обязанность предоставления соответствующей документации, указанной в статье 11 закона, на экологическую экспертизу возлагается на заказчиков этой документации.

Под новыми веществами понимается вещества, образующиеся вследствие осуществления производственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта. Вещества, в отношении которых утверждены технические условие, хозяйствующим субъектом утилизируются, в том числе с целью дальнейшей реализации, могут быть использованы для рекультивации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные вещества могут попасть в природную среду.

На основании вышеизложенного, технические условия составлены в отношении новых веществ, образующихся в ходе производства, и требуют проведения государственной экологической экспертизы.

  1. При рассмотрении проекта выявлено, что в копровом цехе ПАО «Северский трубный завод» на участке переработки шлака осуществляется обработка и утилизация шлака сталеплавильного (наименование отхода по ФККО «шлаки сталеплавильные», код 3 51 21 021 20 4) и получение из него щебня и песка из сталеплавильных шлаков для дорожного строительства.

Положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что утилизация отходов — это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обработке и утилизации отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию. Действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности от 08.04.2016 066 № 387 предоставленной ПАО «Северский трубный завод» не предусмотрены данные виды деятельности.

Суд считает, что оспариваемый Приказ следует признать недействительным.

Правовое обоснование

На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2); обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 4); размещение отходов — хранение и захоронение отходов (абзац 5); хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (абзац 6); захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (абзац 7).

В силу Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Таким образом, отходами являются материалы, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить, что именно в результате деятельности предприятия (исходя из требований законодательства, проектных материалов, информации из ФККО, государственных стандартов, технологических регламентов и стандартов предприятия) является отходом, а что вторичным сырьем или продукцией, предназначенной для дальнейшего использования.

Как следует из материалов дела, обществом определено, что отходы огнеупорных материалов от ремонта печей и печного оборудования, бой электродов графитовых, шлак сталеплавильный, окалина сталеплавильная и прокатная, отсев известняка и пыль известковая, окалина замасленная, шлак сварочный, пыль газоочистки дробильно-сортировочного комплекса, уловленная газоочистными установками, магнитный продукт, образованный после магнитной сепарации сталеплавильных шлаков, шлак от резки металла, образующийся при переработке металлического лома газовой резкой, обезвоженный осадок, образующийся от сооружений биологической очистки — являются вторичным сырьем.

Из пояснений заявителя и представленных документов следует, что перечисленное сырье обладает потребительскими свойствами, используется как для собственных нужд, так и для реализации сторонним потребителям, является попутной продукцией предприятия, поскольку составляет неотъемлемую часть единого технологического процесса по производству металлопроката.

Наличие класса опасности у продукции, или включение ее в ФККО само по себе не является критерием отнесения ее к отходам. Согласно пояснению, к пункту 3.16 ГОСТ 30 772–2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" побочный продукт отходом не является. ПАО «СТЗ» разработаны и утверждены технические условия, которые были указаны в поданном на утверждение Проекте.

Обратного заинтересованным лицом не доказано.

Таким образом, довод заинтересованного лица о том, что в проекте учтены не все виды отходов образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности ПАО «Северский трубный завод», а также о том, что в составе проекта не представлены технические условия, устанавливающие требования к образующимся отходам, материалам, веществам, на которые делается ссылка, отсутствуют сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы указанных технических условий, отклоняется.

В лицензии ПАО «Северский трубный завод» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности от 08.04.2016 066 № 387 «шлаки сталеплавильные» отсутствуют.

На момент подачи Обществом заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на утверждение заинтересованному лицу, лицензия на обращение с отходами не содержала в перечне отходов такого отхода как «шлаки сталеплавильные», в связи с тем что, по утверждению заявителя, в настоящее время в хозяйственной деятельности Общества в процессе выплавки стали такой отход не образуется.

Как следует из пояснений заявителя, шлак сталеплавильный, обладает потребительскими свойствами, используется как для собственных нужд, так и для реализации сторонним потребителям, является попутной продукцией предприятия, поскольку составляет неотъемлемую часть единого технологического процесса по производству стали.

После определенного технологического цикла сталеплавильный шлак перерабатывают на дробильно-сортировочном комплексе во фракционный щебень, который соответствует требованиям ГОСТ (образуются щебень и песок). Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заинтересованным лицом не представлено.

Кроме того, суд отмечает следующее.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 не содержат прямого запрета на возможность утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в отношении отходов, по которым нет замечаний у административного органа.

В соответствии с Порядком N 50, Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, субъект предпринимательской деятельности вправе разработать самостоятельные отдельные проекты на каждый конкретный вид отходов либо класс опасности отходов.

Факт обращения общества с заявлением об утверждении Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по результатам рассмотрения которого Управлением сделан вывод, что представленная информация по части объектов размещения отходов (например, шлак сталеплавильный) недостоверна, не препятствовал управлению произвести утверждение лимитов размещения той части отходов, по которой у него не имелось замечаний.

Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 18.01.2016 N 309-КГ15−17 474.

Указание в Приказе на выявление недостоверной информации, связанной с арифметическими и логическими ошибками при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, утвержденными Приказом Минприроды России N 349 от 05.08.2014, при установленных обстоятельствах, не может свидетельствовать о наличии данного основания для отказа, а именно — наличие каких-либо ошибок.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить, признать оспариваемый Приказ недействительным.

Решение принято судом первой инстанции.

Документы