Вопрос:
Обратились к региональному оператору в середине 2020 года за заключением договора на вывоз ТКО. На что региональный оператор среагировал следующим образом: договор составлен от 01.01.2019 и выставлен счет на не оказанные им по факту услуги с 01.01.2019.

Велись переговоры, на что мы аргументированно сослались на уже сданные нами экологические отчеты за 2019 год, где вывоз ТКО не фиксировался и нами уже внесена сверхлимитная плата; так же акцентировали на том, что ТКО за этот период по факту не вывозился и счет мы оплачивать будем.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Ответ регионального оператора следующий:

«Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО отходообразователями с Региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена статьями 24.6 и 24.7 ФЗ 98 и пунктом 4 Правил обращения с ТКО. В силу своей публичности договор с регоператором считается заключенным с 01.01.2019, вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя. В независимости от даты заключения договора, услуги ре. оператора, оказываемые потребителю, подлежат оплате с 01.01.2019.

Основными началами гражданского права предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей, участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч.3,4 ст. 1 ГК РФ). В случае повторного отказа от оплаты оказанных услуг, регоператор будет вынужден обратиться в судебные органы за взысканием образовавшейся задолженности, а также пеней за просрочку ее оплаты.

Обращаем внимание, что потребитель использовал некорректные данные об объеме передаваемых регоператору отходов, для предоставления экологических отчетностей. В связи с чем регоператор будет вынужден обратиться в контролирующие органы для проведения проверки вышеуказанных обстоятельств".

Просьба помочь разобраться в вопросе правомерности их действий.

Ответ:

Чтобы более точно понимать риски, необходимо знать, какие виды ТКО и в каком объеме у вас по факту образовывались в 2019 году, как по факту они были вывезены, есть ли подтверждающие документы, и почему не был своевременно заключен договор с региональным оператором или хотя бы подана заявка.

Если ТКО по факту у вас достаточно много и объективно не получится обосновать несвоевременное заключение договора, то риски есть. При этом, если отходы вы удаляли с привлечением специализированной организации и есть подтверждающие документы, то взимать с вас плату за фактически не оказанные услуги региональный оператор не имеет права (см. ст. 779−781 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ).

Договор на обращение с ТКО может считаться правомерно заключенным с 01.01.2019 на условиях типового договора по основанию п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ и п. 817−818 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 года N 1156, только если вы по факту пользовались данной услугой. Именно в этом случае она подлежит оплате.

С моей точки зрения, этим ответом региональный оператор пытается вас запугать, ведь если он не вывозил ваши ТКО по факту, то также не отражал его в своей отчетности.

Я считаю, что риски для вас заключаются в основном в привлечении к ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее КоАП РФ) за предоставление недостоверных сведений. При этом, при предоставлении недостоверной статистической информации (формы 2 ТП отходы, ст. 13.19 КоАП РФ) срок давности уже вышел на момент подготовки ответа, по 8.41 не привлекут, т.к. заплатили вы больше, чем надо.

Возможно привлечение вас по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, в части отсутствия раздельного накопления ТКО и передачи данных отходов не региональному оператору.

Порядок действия в данной ситуации в любом случае один: в соответствии с процедурой, описанной в пунктах 84 — 816 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 года N 1156. Составляете протокол разногласий (см. п. 11), в котором прописываете, что дата договора должна быть с 01.07.2020. Дополнительно в сопроводительном письме можете указать на то, что у вас был заключен договор и по факту все ваши отходы были вывезены другой организацией, на что есть подтверждающие документы. Далее регоператор либо это принимает, либо нет. Затем вы либо идете в суд и сами добиваетесь заключения договора с устраивающей вас даты, либо не оплачиваете счета за 2019 год и в случае, если региональный оператор обратиться в суд, там будете отстаивать свою позицию (с моей точки зрения данный вариант предпочтительнее, т.к. регоператор вообще может не пойти в суд, т.к. он должен будет доказать, что оказывал вам эти услуги, а там пока пройдут все судебные разбирательства истечет срок давности привлечения вас к ответственности за предоставление недостоверных сведений).