С 01.01.2020 вывозить ТКО можно либо 1 раз в сутки, либо 1 раз в 3 сут. Откуда растут ноги?

Периодичность вывоза ТКО регоператором (или привлекаемыми им операторами по обращению с ТКО) имеет большое значение для хозяйствующих субъектов-собственников ТКО.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Особенно важным этот аспект отношений между потребителем и регоператором становится в случае, если учет объема вывозимых отходов (коммерческий учет количества ТКО) производится исходя из количества и объема контейнеров для ТКО, установленных в местах их накопления.

Количество и объем контейнеров, предназначенных для накопления отходов, непосредственно влияют на результаты коммерческого учета ТКО, если учет осуществляется расчетным способом исходя из количества и объема таких контейнеров, а также периодичности вывоза ТКО.

При таком способе коммерческого учета в ситуации, когда периодичность вывоза ТКО довольно частая, а количество и объем контейнеров существенны, велика вероятность, что вывозиться из мест накопления отходов будет «воздух».

Эта проблема особенно актуальна для тех хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуется немного ТКО.

На практике до недавнего времени в ряде случаев вопрос решался путем определения в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО такой периодичности их вывоза, которая устраивала бы стороны договора, в том числе с точки зрения систематического определения более или менее объективных объемов и массы ТКО, которые вывозятся из мест их накопления.

Так, в п. 2 формы Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Типовой договор), читаем следующее

Пункт 2 формы Типового договора

Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.

При этом Приложение «Информация по предмету договора» к форме Типового договора включает таблицу «Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов». Данная таблица, в частности, содержит столбец «Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов».

Периодичность вывоза ТКО определяется сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО в приложении к такому договору.

В дальнейшем при осуществлении вывоза ТКО (условно: при составлении и реализации графика вывоза ТКО) регоператор руководствуется условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в части, касающейся предусмотренной таким договором периодичности вывоза ТКО.

Чем стороны руководствуются при выборе периодичности вывоза ТКО?

Если говорить об отношениях между хозяйствующими субъектами и регоператорами, то в некоторых случаях (как показывает практика) контрагенты исходили из цели достижения относительно взаимовыгодных условий, так как законодательство не содержало каких-либо более или менее конкретных требований к периодичности вывоза ТКО.

В публицистике можно встретить мнение о том, что ТКО (а на старый лад — ТБО) в соответствии с санитарными правилами должны были вывозиться 1 раз в 3 дня или 1 раз в день (в зависимости от времени года и температурного режима).

Такая позиция, вероятно, основана на п. 2.2.1 СанПиН 42−128−4690−88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест: «При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 °С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 °С) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы».

Однако в отсутствие точного понимания, что значит «дворовые сборники» и как они соотносятся с деятельностью современных предприятий, это положение если и применялось в отношениях между регоператорами и хозяйствующими субъектами, то не повсеместно.

Что изменилось с 01.01.2020?

Изменения связаны с тем, что 01.01.2020 вступили в силу СанПиН 2.1.7.3550−19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20.

Следует обратить внимание, что Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила), предписывают необходимость учета законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе при осуществлении накопления отходов.

При этом СанПиН 2.1.7.3550−19 отвечает, помимо прочего, целям определения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, в том числе в части удаления ТКО из мест их накопления

Пункт 2.12 СанПиН 2.1.7.3550−19

Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

+5 °С и выше — не более 1 сут.;

+4 °С и ниже — не более 3 сут.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.

Таким образом, с 01.01.2020 положениями СанПиН 2.1.7.3550−19 установлены ограничения срока временного накопления несортированных ТКО — не более 1 сут. или не более 3 сут. (в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха).

При этом по общему правилу, СанПиН 2.1.7.3550−19 не предусмотрена возможность временного накопления несортированных ТКО с превышением указанных сроков.

Иными словами, осуществление временного накопления несортированных ТКО более 1 сут. (при температуре наружного воздуха выше +5 °С) или более 3 сут. (при температуре наружного воздуха ниже +4 °С) является нарушением требований санитарных правил и норм (требований санитарно-эпидемиологического законодательства).

В свою очередь, нарушение (несоблюдение) установленных сроков временного накопления ТКО, в частности, может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 6.35 КоАП РФ лица, допустившего нарушение санитарно-эпидемиологических требований к накоплению отходов.

В то же время положениями СанПиН 2.1.7.3550−19 предусмотрена возможность изменения срока временного накопления ТКО в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах.

Такое изменение может быть осуществлено решениями об изменении срока временного накопления ТКО, принимаемыми главными государственными санитарными врачами по субъектам РФ:

  • с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха;
  • и на основании санитарно-эпидемиологической оценки.

Однако в случае отсутствия в конкретном субъекте РФ соответствующего решения главного государственного санитарного врача по данному субъекту временное накопление ТКО должно осуществляться с соблюдением сроков, установленных в п. 2.12 СанПиН 2.1.7.3550−19.

Кто обязан соблюдать требования к предельному сроку накопления ТКО в случае, когда речь идет о накоплении ТКО непосредственно их собственниками [в нашем случае — хозяйствующими субъектами]?

На этот вопрос несложно найти ответ.

В соответствии со ст. 1 закона № 89-ФЗ: «<…> накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения».

Согласно абз. 5 п. 2 Правил: «<…> „контейнерная площадка“ — место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров».

При этом в соответствии с п. 13 Правил: «Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз».

Необходимо обратить внимание: осуществление накопления отходов не отнесено законодательством к сфере ответственности регоператора (равно как и операторов по обращению с ТКО).

При этом требования к накоплению отходов (в том числе ТКО):

  • обязаны исполнять лица, осуществляющие накопление отходов;
  • не обязаны исполнять лица, не осуществляющие накопление отходов.

Таким образом, в случае если накопление ТКО осуществляется лицом, в процессе деятельности которого образуются такие отходы (в частности, лицом, которому принадлежат места (площадки) накопления ТКО), то лицом, обязанным соблюдать предельные сроки временного накопления ТКО, установленные в п. 2.12 СанПиН 2.1.7.3550−19, является лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы и которое осуществляет их накопление.

Должен ли установленный в СанПиН 2.1.7.3550−19 срок накопления ТКО повлиять на периодичность вывоза ТКО?

Мы уже отмечали, что периодичность вывоза ТКО определяется в приложении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО.

При этом Правила не предусматривают возможность одностороннего пересмотра условий договора, например, по инициативе регоператора, в том числе в части изменения периодичности вывоза ТКО.

В частности, для цели внесения изменений в заключенный между потребителем и регоператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО одна из сторон договора вправе за 1 мес. до истечения срока действия договора заявить об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях.

Таким образом, изменение периодичности вывоза ТКО может быть осуществлено посредством внесения изменений в условия договора с учетом порядка, установленного пунктом 8.20 Правил.

При этом в соответствии с п. 29 формы Типового договора: «Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии)».

Следует обратить внимание: не может считаться изменением условий заключенного между регоператором и потребителем договора на оказание услуг по обращению с ТКО (в том числе изменением условий о периодичности вывоза ТКО) одностороннее извещение регоператора о намерении осуществлять вывоз отходов в соответствии с графиком вывоза, не соответствующим периодичности вывоза, определенной соглашением сторон.

Почему все, что изложено выше, имеет значение для собственников ТКО (в первую очередь, для хозяйствующих субъектов)?

Мы начали с описания ситуации, когда между потребителем и регоператором заключен договор, предусматривающий коммерческий учет вывозимых ТКО расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров, а также периодичности вывоза ТКО.

Одностороннее изменение условий договора в части периодичности вывоза ТКО создает легко просматриваемые риски для потребителя (собственника ТКО) — вполне возможно, что 1 раз в сутки или 1 раз в 3 сут. регоператор (или оператор) при такой схеме будет вывозить «воздух» (по большей части).

В то же время обоюдное изменение условий договора может способствовать тому, что:

  • стороны не только изменят периодичность вывоза ТКО, учитывая требования к временному накоплению ТКО, установленные в санитарных правилах;
  • они также изменят (если это более выгодно потребителю) способ коммерческого учета отходов (на способ «из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема» или на способ «исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения»).