Тариф на вывоз ТКО повысили, когда нам ждать улучшений

Александр Коган, эксперт тематической площадки «Экология» Общероссийского народного фронта

190
 

В последние годы интерес к теме экологии среди наших граждан возрастает. Блок отходов в ней занимает лидирующие позиции. По итогам реализации национального проекта «Экология» в 2019 году Общероссийский народный фронт подготовил и опубликовал Общественный доклад, многие проблемы и выводы которого коррелируют с представленными в отчете Счетной палаты.

Что сегодня представляет собой реформа обращения с отходами с позиции граждан? Тариф вырос, вот это все заметили. А стали ли контейнерные площадки чище, обновились ли контейнеры, появился ли раздельный сбор, современные ли мусоровозы? Люди ждут изменений. Та часть населения, которая чуть больше внимания уделяет этой проблеме, хочет видеть современные сортировки, на которых из мусора отбирается вторсырье и направляется на переработку, современные объекты захоронения, а не свалки, куда направляется неперерабатываемая часть отходов.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Большое внимание в отчете Счетной палаты уделено финансовым вопросам, действительно вопрос очень важный — если в строительство инфраструктуры не вкладывать средства из бюджета, то единственным источником становится население, то есть рост тарифа. К такому выводу мы пришли в нашем Общественном докладе. Однако что мы видим. Средства, выделенные в 2019 году на софинансирование строительства объектов сортировки и переработки, не были доведены до регионов, контроль ввода в эксплуатацию объектов, на которые выделялись средства в 2018 году, не осуществлялся, меры поддержки в виде поручительств и участия в капитале недостаточны, что делает отрасль инвестиционно непривлекательной, а инвестиции — неокупаемыми. Здесь еще важно обратить внимание на необходимость утверждения требований к объектам, которые мы планируем строить, чтобы реформа не превратилась в профанацию и взамен современных мусоросортировочных комплексов мы не получили ангары с ручной сортировкой.

Согласны, что механизм расширенной ответственности производителя, который мог бы стать дополнительным финансовым источником строительства объектов обращения с отходами, по-прежнему неэффективен. При этом разработка концепции его модернизации, вопреки поручению Президента, перенесена с марта на конец года.

Но также очень важен контроль за тем, как расходуются средства населения и как рассчитывается размер платы для граждан. Здесь действительно важную роль играют нормативы образования отходов, а разброс их велик, на что обращает внимание Счетная палата. Так, согласно мониторингу ОНФ, который мы проводили в прошлом году, на одного жителя многоквартирного дома в разных регионах приходится от 106,5 до 499 кг отходов в год, на жителя индивидуального жилого дома — от 15,7 до 820 кг. Для перевода тонн в кубические метры в одних регионах применяется коэффициент 4, в других этот коэффициент достигает 9.

Мы видим, что пока нет единых подходов, и здесь задача ППК РЭО — подтвердить значения или заставить регионы пересчитать нормативы в тех случаях, где они значительно отличаются от средних значений по стране. Разница между северными и южными регионами, безусловно, сохранится, но не такая разительная. При расчете тарифа также важно, чтобы объем отходов учитывался не только от населения, но и от юридических лиц.

Среди предложений Счетной палаты мы не увидели обращения к уполномоченным органам с целью решения вопроса по обеспечению доступа региональных операторов к базе данных жителей и юридических лиц для корректного выставления платежей. Это напрямую влияет на собираемость платежей и стабильность финансового состояния региональных операторов. Как указано в отчете, риск прекращения оказания коммунальной услуги существует в отношении 22 региональных операторов, обслуживающих 15,1 млн человек в 19 субъектах Российской Федерации. Очевидно, что уход регионального оператора, его банкротство — это кризисная ситуация для региона, требующая временного назначения муниципальных предприятий и, вероятно, выделения дополнительных средств из бюджета для обеспечения бесперебойного вывоза отходов и санитарного благополучия населения.

Счетная палата, так же как ОНФ в Общественном докладе, указывает на то, что национальным проектом «Экология» не предусмотрены мероприятия по снижению образования отходов и стимулированию использования вторичного сырья. Так, неохваченными остаются вопросы экологичности применяемой упаковки товаров, постепенного запрета на производство и импорт отдельной продукции, такой как пластиковые пакеты, пластиковая одноразовая посуда и пр. Пока только в планах принятие мер по стимулированию граждан к раздельному сбору, таких как снижение платы для граждан при раздельном сборе либо организация пунктов приема залоговой тары в супермаркетах. Достигнуть показателя по доле отходов, вовлеченных во вторичный оборот, только путем строительства объектов переработки, без стимулирования использования вторсырья для производства продукции, не получится. Применение вторсырья для производителей должно быть выгоднее и дешевле, чем использовать первичное сырье.

Здесь можно еще добавить, что недостаточное внимание уделяется экологическому просвещению и формированию экологической культуры. Основы экологического образования необходимо закладывать с детских садов, продолжать в школах, колледжах и университетах. Мы запустили свой общественный проект «Экозабота» для школ, но для полноценного результата Минприроды России и Минпросвещения России нужно основательно подойти к формированию образовательных стандартов в рамках реализации новых положений Конституции об экологическом просвещении.

Важно, чтобы вопросы обновления контейнерного парка (в том числе контейнерами для раздельного сбора) и транспортного парка также нашли отражение при проведении следующих контрольных мероприятий Счетной палаты. Это лицо реформы. Более того, средства из федерального бюджета на 2019 год, которые были предусмотрены на софинансирование расходов на закупку контейнеров, также не были доведены до регионов.

Гармонизация создаваемых и модернизируемых информационных систем крайне важна, но здесь также хотелось бы обратить внимание на необходимость на базе одной из систем реализовать механизм обратной связи с жителями по принципу «одного окна», куда они могли бы направлять жалобы на деятельность регионального оператора, в том числе на невывоз мусора, разбросанный мусор на контейнерной площадке, нехватку контейнеров для раздельного сбора.