Вопрос

Какие условия необходимо соблюдать, чтобы транспортировать отходы III класса опасности в жидком состоянии (суспензия, паста) и в соответствии с какими нормативными документами?

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Ответ

Транспортирование отходов III класса опасности является лицензируемым видом деятельности согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», поэтому для начала необходимо получить лицензию в соответствии с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (или с 01.01.2021 с новым положением, которое примут к тому моменту, т.к. данный документ утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496).

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.

СЭЗ выдается в соответствии с Административным регламентом Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.
  2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
  3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

На сегодняшний день такого стандарта нет. Поэтому «Методическими рекомендациями по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности», утв. Письмом Росприроднадзора от 17.11.2015 N АС-03−03−36/20 364, рекомендовано руководствоваться приказом Минприроды России от 18 декабря 2002 г. N 868, которым утверждена по согласованию с Минобразования России примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами на 112 часов.

Согласно требованиям ст. 16 ФЗ № 89:

  1. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
  • наличие паспорта отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
  1. Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

При этом данный порядок пока не установлен, поэтому пока надзорные органы в этой части отсылают к ДОПОГ — Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г.

Конкретные требования зависят от конкретных видов отходов. С 01.09.2020 действует ГОСТ Р 57 478−2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Грузы опасные. Классификация" согласно которому можно определить относятся данные отходы к опасным или нет.

Что касается маркировки см. ГОСТ Р 57 479−2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Грузы опасные. Маркировка" и «ГОСТ 19 433−88. Государственный стандарт Союза ССР. Грузы опасные. Классификация и маркировка».

Также имейте ввиду, что в настоящее время в гос. думе находится на рассмотрении законопроект № 1 063 011−7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», которым предлагается кардинальным образом изменить ст. 16 ФЗ № 89.

Н.В. Бирюкова,
эксперт сайта ecovopros.ru