ООО «Сахалинуголь-3» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, выразившегося в отсутствии у Общества паспорта отходов IV класса опасности на вскрышные породы.

Отклоняя доводы Общества об отсутствии необходимости подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, судебные инстанции исходили из того, что из буквального содержания и смысла п. 2 ст. 14 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в совокупности с иными положениями данного закона не следует, что сопоставление отходов, образующихся в процессе производства, на предмет наличия их в ФККО осуществляется только по сходству наименования отхода.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Оценив представленный Обществом протокол анализа отхода, судебные инстанции сочли, что он не является надлежащим доказательством того, что на исследование были представлены именно пробы вскрышной породы, в отношении которой предъявлены претензии Управления, поскольку отбор, доставка пробы и идентификация объекта исследования были произведены самим Обществом.

В ходе проведения проверки, Управлением, с привлечением представителей ФБУ «ЦЛАТИ Сахалинской области» в присутствии представителей Общества отобраны пробы вскрышных пород на промышленной площадке карьера буроугольного месторождения, где Общество осуществляет основной вид деятельности. Согласно протоколам испытаний, исходя из полученных результатов биотестирования, отобранные пробы вскрышных пород по степени НВОС отнесены к IV классу опасности.

На основании изложенного, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.

Комментарий

Как следует из текста судебных актов, Обществом не были представлены надлежащие доказательства, достаточные по мнению суда, для подтверждения отнесения спорного отхода к V классу опасности, и не были предприняты меры по получению таких доказательств в процессе судебного разбирательства.

Возможно, это объясняется тем, что на протяжении многих лет отнесение вскрышных пород к отходам V класса опасности никем не оспаривалось и к моменту возникновения спорной ситуации, соответствие вскрыши V классу опасности можно было отнести к разряду общеизвестных фактов (которые в силу ст. 69 АПК РФ доказыванию не подлежат).

Однако более важным является вопрос о последствиях отнесения вскрышных пород, как отхода, к IV, а не к V классу опасности. Исходя их того, что для отходов вскрыши V класса опасности, размещаемых во внутренних отвалах вскрыши установлен специальный коэффициент 0 (п. 6 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), как мера экономического стимулирования рационального землепользования, отнесение данного отхода к IV классу опасности позволит взыскать плату за весь объем размещенных во внутреннем отвале вскрышных пород, как минимум, за последние 3 года.

Документы