Суть спора: привлечение Общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) по факту невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду.

Решение суда:

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования Административного органа.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Суд кассационной инстанции оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменений.

Фабула дела:

В ходе проведенной проверки Административный орган установил, что в результате невыполнения Обществом обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, и предотвращению иного негативного воздействия на окружающую среду, произошло микробиологическое загрязнение земель сельскохозяйственного назначения. В частности, установлено, что Общество допустило внесение на почву земельного участка отходов животноводческого производства, не убедившись при приёмке товара, что это удобрения.

Полагая, что указанные действия Общества являются нарушением требований земельного законодательства установленных пунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 13, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее — Земельный кодекс РФ), статьей 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, Административный орган передал в суд на рассмотрение.

Правовое обоснование:

1. В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

При этом в силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

2. Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее — ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения») установлена обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения.

3. Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 400 тысяч до 700 тысяч рублей.

4. Полагая, что объективную сторону вышеуказанного правонарушения образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, суд пришел к выводу, что Общество допустило несоблюдение установленных требований земельного законодательства.

5. На основании изложенного, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что Обществом не приняты все зависящие от него меры, направленные на предотвращение негативного воздействия при осуществлении деятельности на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.

При этом доводы Общества о том, что оно не является субъектом вмененного административного правонарушения, так как внесение удобрений на вышеуказанном земельном участке производило иное лицо на основании договора отклоняется, поскольку Общество как арендатор участка обязано было при приемке проверить товар по качеству и не допустить внесение удобрений на арендуемый земельный участок, не соответствующих требованиям ГОСТ Р 53 117−2008. Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия.

Резюме суда:

Обязанность по защите земель сельскохозяйственного назначения от негативного микробиологического воздействия возлагается на лицо, осуществляющего фактическое пользование земельного участка (в указанном случае, на арендатора земельного участка).

При этом непринятие арендатором земельного участка мер, направленных на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, не исключают возможность привлечения собственника земельного участка к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 декабря 2019 г. по делу № А08−10 964/2018