Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов и Институт экономики роста имени П. А. Столыпина представили результаты мониторинга региональных нормативов накопления коммунальных отходов и тарифов региональных операторов по обращению с ними для семи видов экономической деятельности. Это продмагазины; супермаркеты; продрынки; авто- и шиномонтажные мастерские; кинотеатры; кафе, рестораны, бары, закусочные и столовые; парикмахерские, косметические салоны и салоны красоты.

Нормативы образования отходов (устанавливаются региональными или местными властями, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где до 2022 года действует мораторий на их применение) сравнили со средним показателем в РФ по каждому виду бизнеса. Если он оказывался более 25%, превышение отнесено к критическому — последнее обнаруживается в десятках регионов (см. график).

- Реклама -
Подписка — внутри поста

«В десятках регионов наблюдается заметное, иногда в разы, отклонение нормативов от среднего уровня. С экономической точки зрения объяснить это сложно. Между тем нормативы вывоза мусора — это показатель, от которого зависит одна из значимых статей расходов предпринимателей. Особенно когда они лишены возможности вести учет отходов по их фактическому количеству», — говорит господин Титов.

Норматив, умноженный на тариф регоператоров, становится платой компаний за вывоз отходов. Но операторы зачастую навязывают предпринимателям заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях учета отходов расчетным путем, то есть по завышенным нормативам, а не по «факту», что противоречит текущему законодательству, говорит глава Института П. А. Столыпина Антон Свириденко.

По данным мониторинга, в среднем с января 2020 года по январь 2021 года тарифы за кубический метр выросли на 15%, за тонну — на 54%. Наиболее высокие тарифы установлены в Северо-Западном федеральном округе — 1318 руб./ куб. м, наиболее низкие — в Северо-Кавказском ФО — 428 руб./ куб. м. Их самый заметный рост — в Северо-Западном ФО (62%), Сибирском ФО (16%) и Северо-Кавказском ФО (10%).

Борис Титов в итоге предлагает утвердить на федеральном уровне единые, обязательные для регионов нормативы накопления ТКО, предусмотрев в них максимально детальную дифференциацию по категориям объектов, и обязать регоператоров предлагать договоры, предусматривающие коммерческий учет объема и (или) массы ТКО, что регулируется постановлением правительства.