Транспортирование твердых коммунальных отходов (ТКО) подразумевает перемещение мусора с помощью транспортных средств от места образования до места его накопления, захоронения и утилизации.

Транспортировать ТКО может не каждый автомобиль. И к персоналу, осуществляющему перевозку, и к транспорту предъявляются строгие требования.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Однако, чтобы понять могут ли природопользователи успешно отстаивать свои позиции в судебных спорах с федеральным ведомством, в частности — Росприроднадзором, необходимо рассмотреть практику судебных решений, чтобы понять, на чьей стороне истина.

  1. Одиннадцатый Арбитражный Апелляционный суд от 30 ноября 2018 года по делу № А72−7453/2018 постановил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Роспотребнадзора по Ульяновской области. Представители ведомства пытались оспорить решение суда первой инстанции, признавшего незаконным отказ в выдаче Обществу лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, оформленный уведомлением.
    Говоря простым языком, спорная ситуация сложилась между Обществом и Росприроднадзором, который отказал в выдаче лицензии. Представители Общества обратились в суд и выиграли дело, Роспотребнадзор подал апелляцию — и проиграл.
  2. Аналогичное решение принял Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд 13 сентября 2018 г. по делу № А63−6699/2018. Жалоба Департамента Росприроднадзора по северо-Кавказскому федеральному округу осталась без удовлетворения. Ранее Ставропольский краевой суд признал недействительными предписания Росприроднадзора, выданные Обществу в отношении несоблюдения действующего законодательства, в частности — отсутствия на транспортных средствах, осуществляющих перевозку отходов, специальной маркировки.
  3. К такому же решению пришел Арбитражный суд Ставропольского края в вопросе выдачи предписаний Департаментом Росприроднадзором Обществу относительно установки специальных знаков на автомобили, осуществляющие транспортировку мусора.
  4. Даже в тех ситуациях, когда уже были вынесены постановления о назначении административного наказания Обществам за перевозку ТКО без установленных специальных знаков на автомобилях, суды их отменяли. Такими решениями отметились судебные заседания от 18 июля 2018 года по делам № 7−462/2018 и № 7−461/2018; от 25 июля 2018 г. по делам № 7−521/2018, № 7−520/2018, № 7−519/2018; от 01 августа 2018 г. по делу № 7−484/2018 Ставропольского краевого суда. Административные дела были прекращены, постановления о наказании отменены.
  5. Тот же Ставропольский краевой суд 31 октября 2018 года по делу № 7−772/2018 постановил оставить без удовлетворения жалобу Департамента Росприроднадзора по факту осуществления Обществом деятельности по перевозке ТКО без специально установленного знака. Таким образом, решение суда первой инстанции осталось неизменным.

Исходя из этих примеров, видно, что судебная практика складывается не в пользу Росприроднадзора. Конечно, споры о необходимости установки специальных знаков на автомобили, нанесение маркировки, выдаче водителям разрешений и лицензий ведутся до сих пор. Так что в скором времени на фоне «мусорной реформы» стоит ждать поправок в действующие законы, которые внесут ясность в вопрос классификации опасных бытовых отходов и их дифференциации с опасными грузами в соответствии с приложениями ДОПОГ.

Однако избежать ответственности можно не всегда. Юридические лица за нарушение новых норм могут получить двойной штраф. Будет оштрафован и руководитель предприятия, и само юридическое лицо. Одно не исключает другого.

Напомним, что в стране начали действовать новые законы, проведена так называемая «мусорная реформа». Она коснулась практически всех аспектов, связанных с отходами — накопление, вывоз, утилизация.

Документы