Минприроды подготовило два проекта постановлений правительства, существенно меняющих правила игры в сфере раздельного сбора и коммерческого учета твердых коммунальных отходов (ТКО). Авторы документов намерены отнести раздельно собранные вторичные ресурсы к ТКО. Региональных операторов этого рынка при этом ведомство предлагает наделить полной властью в коммерческих отношениях с физическими и юридическими лицами — вплоть до права отказывать в заключении договора на вывоз отходов, если он не соответствует интересам территориальных монополистов.

Опубликованные Минприроды для оценки регулирующего воздействия проекты постановлений правительства «Об утверждении правил обращения с ТКО» и «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО» заметно меняют действующие с 2016 года требования к раздельному сбору отходов и отношения между их собственниками и региональными операторами, отвечающими за вывоз бытового мусора. Причиной появления проектов, как сообщает ведомство, стал одобренный вице-премьером Викторией Абрамченко план перехода к раздельному сбору ТКО.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Уточенными по просьбе Минэкономики проектами, в частности, предлагается ввести такие понятия, как «мусороперегрузочные станции» и «пункты приема вторичных материальных ресурсов». Из предыдущей версии документа перешло требование цветовой индикации контейнеров для разных видов вторсырья. Описывая содержание контейнеров, авторы проекта не разделяют понятия отходов и вторсырья. В результате предлагается установить, что «обращение с раздельно накопленными ТКО, складирование которых осуществляется в местах (площадках) накопления ТКО, обеспечивается в соответствии с правилами обращения с вторичными материальными ресурсами (ВМР), установленными правительством РФ».

При этом в описании содержимого контейнеров обнаруживается все, кроме упаковки, для которой цвета не нашлось, — притом что она занимает до 50% объема ТКО

Любовь Меланевская из ассоциации РУС ПЭК, представляющей интересы крупных компаний, удивлена таким подходом: «Отходы от использования товаров вообще остались вне этого постановления. Они вообще существуют?».

«Раздельно собранный пластик и стекло — это вроде и не ТКО, а ВМР. Как у регулятора получается так смешивать термины и определения, непонятно», — говорит независимый отраслевой эксперт Михаил Киселев

Он удивлен отсутствием цветовой индикации контейнеров для упаковки: «За весь ее объем с 2022 года будут отвечать производители. Куда население должно выбрасывать упаковку, ведь за ее сбор, транспортировку, обработку и утилизацию оно уже заплатило в цене товара? В контейнер для ТКО и платить еще раз?».

Руководитель лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла РАНХиГС Содном Будатаров полагает, что Минприроды смешивает ВМР и ТКО, потому что играет на стороне регоператоров, убирая с рынка частных сборщиков вторсырья, которые не смогут собирать его у жителей на площадке — после того как с рынка с появлением регоператоров были убраны частные перевозчики отходов.

Минприроды намеривается передать право собственности на все ТКО, которые находятся на площадке, региональным операторам, — даже если они уже собраны раздельно другим сборщиком или самими гражданами и фактически уже являются ВМР. И поскольку регоператоры по закону имеют право работать лишь с ТКО, нормативное определение того, что находится в контейнере, имеет принципиальное значение.

В отличие от действующего постановления о коммерческом учете ТКО, в проекте Минприроды вводит массу ограничений возможности заключать договоры на вывоз отходов не по факту их образования, а по нормативу

В документе все зависит от решения регоператора, который будет «вправе при заключении договора отказать собственнику жилого дома» в оплате по факту. По словам господина Будатарова, одна из причин отказа противоречит нормам Жилищного кодекса, поскольку требует единовременного перехода всех собственников (а не их большинства) к оплате по факту накопления.

«В проекте правил подход к учету расчетным способом на базе нормативов очевидно преобладает над реальным учетом на базе средств измерения. Это усложняет задачу установления объективной истины в вопросе о реальном количестве мусора, которым предстоит управлять», — говорит Анна Стрежнева, старший юрист практики недвижимости, строительства и экологического права PwC Legal

Михаил Киселев добавляет:

«Идея понятна, раздельно собранные отходы — это ТКО, поэтому затраты на их сбор и транспортировку должны включаться в тариф, а потом они в соответствии с правилами обращения с отходами становятся ВМР, выручка от реализации которых теперь остается у оператора. Издержки — народу, прибыль — оператору»

Содном Будатаров и вовсе полагает, что «проект постановления о коммерческом учете носит коррупционный характер, препятствует созданию экономики замкнутого цикла, внедрению принципа „больше разделяешь — меньше платишь“, лишая граждан стимула разделять отходы».