Отходы в виде бурового шлама и отработанного бурового раствора образуются в процессе вовлечения в хозяйственный оборот участка недр, содержащего залежи углеводородов, путем бурения на таком участке скважин (эксплуатационных для добычи углеводородов, разведочных для исследования характеристик залежей и т. п.).

Эксплуатация (использование) конкретного участка недр может осуществляться только пользователем недр и только на основании лицензии на пользование недрами или соглашения о разделе продукции (ст.ст. 9, 22 Закона РФ «О недрах»).

- Реклама -
Подписка — внутри поста

При этом сам буровой шлам представляет из себя водную суспензию, твёрдая часть которой состоит из продуктов разрушения горных пород (выбуренной горной породы) забоя (дна) и стенок скважины, вымываемых на поверхность вместе с отработанным буровым раствором. Иными словами, указанные отходы представляют собой результаты деятельности пользователя недр по освоению предоставленного ему участка недр в собственных интересах.

Формы и порядок деятельности на предоставленном участке недр определяются пользователем недр самостоятельно. Применительно к деятельности по добыче полезных ископаемых это проявляется в разработке недропользователем проекта освоения месторождения.

Применяемая технология бурения скважин, перечень и объемы возникающих отходов определяются и обосновываются в техническом проекте на разработку месторождения или проекте геологоразведочных работ и утверждаются пользователями недр в соответствии со ст. 23.2 Закона «О недрах». Недропользователь определяет порядок обращения с образующимися при освоении месторождения отходами, который также является частью проекта, что подтверждается:

— пунктами 3, 12 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, но видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, согласно которым пользователем недр осуществляется подготовка проектной документации, в которую включаются мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами;

— пунктом 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, согласно которому Раздел 8 проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен предусматривать в т. ч. мероприятий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;

— пунктом 113 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», регламентирующим содержание разрабатываемого недропользователем рабочего проекта производства буровых работ. В составе данного проекта должны содержаться мероприятия по охране окружающей среды: описание технологических процессов и перечень технических устройств по очистке и утилизации производственных отходов, повторному использованию сточных вод, безопасному их сбросу в объекты природной среды, нейтрализации отрицательного воздействия отработанного бурового раствора и шлама на окружающую среду при их захоронении, проект рекультивации нарушенных земель.

С учетом приведенных норм законодательства о недрах и подзаконных отраслевых нормативных актов буровой подрядчик не имеет объективной возможности влиять на количество выбуренной горной породы (бурового шлама) и отработанного бурового раствора (указанный раствор невозможно отделить от бурового шлама). Такое количество зависит от определенных недропользователем глубины, диаметра, траектории наклона и конструкции скважины, т. е. от определенных недропользователем (исходя, из его потребностей и финансовых возможностей) технических параметров выполнения работ.

Данные параметры не зависят от воли бурового подрядчика, т.к. этап проектирования разведки и разработки месторождений проводится недропользователем без участия бурового подрядчика, и, как правило, задолго до выбора недропользователем конкретного подрядчика на бурение конкретной скважины. Более того, бурение скважин на лицензионном участке может осуществляться пользователем недр собственными силами, без привлечения третьих лиц (буровых подрядчиков).

В ст. 22 Закона «О недрах» прямо указано, что право использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств принадлежит именно пользователю недр.

В свою очередь, статьей 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что'' отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Таким образом, первоначальное право собственности на отходы при добыче нефти и газа возникает у лицензированных недропользователей.

Из этого же исходит и Минприроды России, разъясняя в письме от 29.12.2014 № 05−12−62/8015-ОГ, что «обязанности, связанные с образованием отходов бурения, в том числе, обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, возникают у Заказчика — пользователя недр».

Данная позиция подтверждается судебной практикой, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2018 по делу А40−98 386/2016.

Ранее сложившаяся судебная практика (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2016 №Ф04−27 422/2015 по делу №А81−6569/2014, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.08.2016 №Ф04−3069/2016 по делу №А81−5304/2015, Постановление девятого Арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 № 09АП-51 169/2016 по делу А40−40 591/16) обязывала буровые компании вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, разрабатывать Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данная позиция судов основывалась, в том числе, на разъяснении Росприроднадзора, изложенной в письме от 25.05.2016 № РН-03−03−31/9771, которая была признана основанной на неверном толковании норм права.

Привлечение к работам буровых подрядчиков и компании по утилизации отходов бурении, не обладающие необходимыми знаниями и опытом, материально-техническими ресурсами, включая оборудование и технологии, получившие положительное заключение экспертизы, а также профессионально обученных сотрудников, предлагающие более низкие цены за услуги утилизации отходов, даже не покрывающие себестоимость этих услуг, может повлечь в последствии значительные финансовые вливания, превышающие стоимость услуг по «законной» утилизации, а также привлечение к административной и уголовной ответственности.