Вопрос

Возможна ли передача пищевых отходов 5 класса опасности (овощи, фрукты, хлеб, молочная продукция) на корм животным (на ферму)? С одной стороны это отход 5 класса, с другой стороны передать на корм животным без ветеринарного контроля нельзя (его проводить мы не готовы). Однако известно, что крупные торговые сети передают данные отходы по такой схеме (без контроля). Подскажите, существует какая либо законная схема передачи подобных отходов на корм? И какие сопроводительные документы в этом случае требуются?

Ответ

За крупные сети не отвечу, их лайфхак мне не известен, возможно они по бросовой цене продают свою продукцию частным фермерам именно как физлицам и именно как продукцию, а что те с ними делают, это уже их проблемы.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Так же необходимо понимать разницу между пищевыми отходами, отходами продуктов питания с истекшим сроком годности, некачественными и (или) опасными пищевыми продуктами питания или продукты питания животного происхождения, которые не подвергались термической обработке, т. е. МОГУТ являться биологическими отходами.

Поэтому в каждом случае необходимо отдельно разбираться какое применимо регулирование и какие есть риски.

Обращение с пищевыми отходами (согласно ГОСТ 30 772–2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» пищевые отходы это продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства в процессах их производства, переработки, употребления или хранения) регламентируется требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (как и с любыми другими отходами), соответствующего санитарного и ветеринарного законодательства.

В настоящее время новые санитарные правила (СанПиН 2.3/2.4.3590−20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», СП 2.3.6.3668−20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию, СанПиН 2.1.3684−21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий») также не содержат особых специфических требований к организации обращения с пищевыми отходами/отходами продуктов питания, кроме раздельного накопления, передачи на утилизацию, и упоминания, что такие отходы могут быть пригодны на корм животным.

При этом, общие Ветеринарно-санитарные правила о порядке сбора пищевых отходов и использования их для кормления скота, утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР 29 декабря 1970 г., были отменены Приказом Минсельхоза России от 30.04.2020 N 246.

Так же в Закон РФ от 14.05.1993 N 4979−1 «О ветеринарии» (ред. от 08.12.2020) были внесены соответствующие изменения и согласно ст. 2.1 и Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.10.2020 № 626 «Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов» под регулирование данного закона попадают биологические отходы являющиеся трупами животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным. При этом в п. 19 данных правил говориться, что переработка умеренно опасных биологических отходов допускается в целях производства кормов и кормовых добавок для животных, удобрений, биогаза и другой продукции технического назначения, т. е. речь идет именно о производстве кормов и добавок, которое регулируется целой группой отдельных нормативно-правовых актов.

Приказ Минсельхоза России от 21.10.2020 N 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации» от 21 октября 2020 года N 621, например, говорит о том, что пищевые отходы, используемые для кормления свиней, должны подвергаться термической обработке (проварке) в течение не менее 30 минут после закипания (см. п. 16), других требований нет.

В связи с реализацией реформы контрольно-надзорной деятельности в рамках «регуляторной гильотины» требуется проводить отдельные дополнительные изыскания на эту тему.

Обращение с продуктами питания регулируется Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2020), который устанавливает, что некачественные и (или) опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из обращения, в целях определения возможности их утилизации или уничтожения подлежат экспертизе (в том числе санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой) в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (ч.1 ст. 25).

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1612 «Об утверждении Положения о порядке изъятия из обращения, проведения экспертизы, временного хранения, утилизации или уничтожения некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами» соответственно установлено в каких случаях экспертиза необходима, а в каких нет (см. п. п. 6, 7, 8), при этом в целях утилизации некачественных пищевых продуктов для последующего использования в качестве корма для сельскохозяйственных животных в обязательном порядке проводится ветеринарно-санитарная экспертиза, исключений нет.

Самый простой и низко затратный способ в данной ситуации, правда не гарантирующий необходимого результата, это обратиться за соответствующими разъяснениями в Минсельхоз, указав конкретный перечень отходов и их классификационные признаки, с просьбой проинформировать какие из отходов могут быть использованы в качестве корма для животных и что необходимо для этого сделать, либо в целях снижения рисков заказать экспертное заключение в соответствующих профильных эколого-юридических фирмах.