Все мусорные полигоны страны необходимо перевести в государственную собственность. Об этом корреспонденту «ПолитЭксперта» на площадке XII Международного форума «Экология» заявила первый зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, зампредседателя Общественного совета при Минприроды РФ Альбина Дударева.
«Сегодня там формируется узел нелегальной прибыли, отходы размещаются без должного контроля. Государству легче построить и контролировать соблюдение всех регламентов по выбросам, ведь каждый такой объект позволит на 50 лет закрыть вопрос о переработке мусора, — считает она. — На всю страну нужно всего лишь 300 полигонов. Это 300 млрд рублей, не такие большие деньги для страны. Только Москва затратила 20 млрд на рекультивацию свалок из бюджета».
Объекты по обращению с отходами нужно переносить в максимально отдаленные от жилых зон районы, утверждает общественница. Однако сегодня потребитель и бизнес к таким мерам не готовы.
«Это увеличивает логистику и тариф. Готовы ли мы платить за чистую экологию? Нет, — полагает собеседница. — К сожалению, наш уровень жизни не позволяет создать сбалансированный экономический тариф. Наши желания и возможности расходятся: мы хотим, чтобы мы на деньги граждан построили объекты, обслуживали их, и чтобы тарифы не росли. Но это не тупик. Нужны новые меры поддержки: государство должно за счет бюджета построить всю инфраструктуру. Тогда инвестиционная надбавка не ляжет на плечи граждан. Они будут оплачивать только операционные расходы».
В июле 2020 года президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». Документ предписывает за десять лет обеспечить сортировку всего бытового мусора в стране, вдвое снизить объем отходов на полигонах отходов. Выполнить эти задачи без господдержки невозможно, уверена Дударева.
«Это мое мнение как эксперта отрасли, — заявила она. — Мы должны были охватить саночисткой каждую деревню, мусоровоз должен был приезжать в каждую, даже туда, где живут четыре бабушки, но уже 10 лет мы говорим о дефиците инфраструктуры по обращению с отходами. Потому что этот бизнес инвестиционно не привлекателен, хотя в полигонном захоронении вращаются баснословные доходы».
А вот на государственный контроль за соблюдением требований экологии на предприятиях по переработке мусора уповать не стоит, считает член ОП РФ.
«Анализируя свалки, я вижу, что захоронение отходов по качеству и количеству не контролируется со стороны государства. Невозможно обеспечить все постоянными проверками, плюс бизнес жалуется на административные барьеры. Поэтому нужен общественный контроль, о котором мы так много говорим», — отметила она.
По мнению эксперта, общественный контроль способен разрешить, например, обострившиеся в последнее время дискуссии об изменении санитарно-защитной зоны вокруг мусоросжигательных заводов.
«Я недавно посетила мусоросжигательный завод в Японии. Новый завод прозрачный, его сделали для людей как музей. На территории можно прийти с детьми поиграть. За стеклянными стенами вы видите сердце завода, где горят отходы. Рядом через забор-сателлит — бассейн, в котором люди оздоравливаются», — рассказала Альбина Дударева.
Высокий уровень доверия населения к владельцам таких объектов позволяет развеять любые опасения о вреде экологии на прилегающих к ним территориях, считает она.
«Граждане России не доверяют ни строителям, ни предпринимателям. Нам сложно поверить в то, что высокотехнологичные объекты могут быть априори безопасными, и это мешает, — констатирует общественница. — Почему мы хотим построить инновационное производство и в то же время боимся, что владельцы не будут менять фильтры? Давайте построим систему таким образом, чтобы не было возможности отключить систему мониторинга отводящих газов. А паниковать заранее бессмысленно. Нам придется довериться бизнесу, иначе страна так и не построит инфраструктуру».
Развитие мусороперерабатывающей отрасли тормозит и дефицит кадров, отметила она. Речь идет о нехватке обладателей рабочих специальностей: электриков и инженеров. Кроме того, имидж работника мусоросортировочного завода отпугивает население получать соответствующее образование.
«Россияне стесняются идти работать на мусоросортировочный завод, это не престижно, — объясняет председатель профсоюза организаций по обращению с ТКО. — В Германии оплата мусоровозчика составляет 6,5 тысячи евро в месяц. И туда не устроишься просто так работать. У нас же нет ни соцпакета, ни достаточной спецодежды, ни вентиляции на работе. Условия труда не обеспечены, а здоровье работников находится под угрозой».
Властям необходимо изменить требования строительных норм и правил к сооружению мусороперерабатывающих и мусоросжигательных комплексов, убеждена эксперт.
«Я надеюсь, что Минстрой РФ нам выдаст эти требования. Тогда появится понимание технологического цикла, а затем — профессий, которые должны его обслуживать», — сказала она.
По мнению зампредседателя Общественного совета при Минприроды РФ, в имеющихся условиях часть показателей нацпроекта «Экология» к 2024 году реально выполнить. Среди них инвентаризация и планирование мест строительства новых объектов для размещения и переработки мусора. В приоритете — регионы с высокой плотностью населения, которые должны пополниться новой, современной инфраструктурой в соответствии с успешным опытом Московской области.
«Эти требования должны быть сформулированы, в том числе с привлечением научного потенциала, — уверена собеседница „ПолитЭксперта“. — Ученые должны сказать: такой объект можно строить в границах санитарно-защитной зоны, а такой — нельзя».
В число главных болевых точек отрасли, к работе с которыми государство должно приложить максимум усилий, член ОП РФ включила недостаточное финансирование отрасли, низкую экологическую грамотность населения, загрязнение водоемов.
«Меня беспокоит проект „Чистая вода“, — заявила член ОП РФ. — Грандиозная цель обеспечения чистой питьевой водой достаточного качества очень важна, но реки загрязняются настолько, что затруднено водообеспечение водоканалов. Загрязняются подземные воды, откуда в основном черпается питьевая вода. Мы бездумно сливаем на ландшафт все что угодно. Главные вредители — это предприниматели, которые думают о сиюминутной выгоде и вместо того, чтобы обезвредить свои отходы, выливают их на ландшафт, пока никто не видит, и прикапывают землей. Это происходит из-за того, что людям никто не объясняет процессы взаимосвязи в экологии».
Также общественница призвала остановить тенденцию укрупнения городов и роста количества городских агломераций с высокой плотностью населения.
«Московская агломерация собирает около 30 млн человек, а на Дальнем Востоке живет всего 4 млн, хотя его территория гораздо больше. Правильное перераспределение людей и их обеспечение рабочим местами реально поможет нашей экологии», — заключила Альбина Дударева.