Депутат Самарской губдумы от «Единой России» Денис Волков предложил ввести оплату за ТКО исходя из его фактического объема. Инициатива была озвучена на стратегической сессии «Экология» в Ленинградской области. По мнению парламентария, это стимулирует жителей к раздельному сбору отходов. Председатель «Единой России» Дмитрий Медведев отметил, что это правильный подход, но не очень простой для реализации. Как отмечают эксперты, для реализации оплаты мусора по факту накопления нужны надлежащим образом оборудованные контейнерные площадки и должен быть введен раздельный сбор ТКО.

«Идея возможности оплаты по факту накопления отходов родилась не сегодня, мы ее с самого начала обсуждали с коллегами. Это в целом правильный подход. Он не очень простой для реализации и наши коллеги губернаторы тоже говорили, что это сложно учитывать. Но в целом идеологически это абсолютно правильный тезис». — заявил Дмитрий Медведев, предупредив, что «нужно выработать правильные критерии, правильные учетные технологии».

Правительство Российской Федерации действительно занимается данным вопросом не первый год. По введению раздельного накопления и сбора ТКО, без которого невозможна оплата по факту, реализуются мероприятия по федеральной дорожной карте от 01.06.2020 № 4586п-П11. По всем направлениям до 2022 года назначены ответственные исполнители. Задачи изменения федерального законодательства и создания стимулов к осуществлению РСО распределены между Минприроды, Минэкономразвития, Минфином, Минпромторгом, Минстроем, ППК РЭО и ФАС России.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

«Возможность оплачивать услугу по факту накопления отходов — очень значимая и актуальная тема для большинства регионов. Это станет естественным финансовым стимулом и популяризацией раздельного сбора отходов, без которого невозможно сокращение объемов захоронения на полигонах. — говорит директор „ЭкоСтройРесурс“ Михаил Захаров. — Надеюсь, что включение этой темы в предвыборную повестку даст ускорение по внесению поправок в федеральное законодательство».

Директор регионального оператора рассказал, что в прошлом году компанией уже была разработана и направлена исполнительной власти дорожная карта по внедрению РСО в Самарской области. Компетентные органы должны принять дифференцированные тарифы и провести замеры по дуальной системе накопления отходов. Логичной будет организация РСО хотя бы в границах каждого конкретного муниципального образования. Но без определения правил игры от федеральных структур, решение многих вопросов остается невозможным:

  • Как посчитать факт? Логично умножать число контейнеров на число раз, которые они вывозились. Но как считать полупустые контейнеры, переполненные контейнеры (и что делать, если владелец площадки отказывается от установки дополнительных контейнеров из-за роста платы);
  • Как и на каком основании ограничить доступ сторонних лиц к контейнерной площадке у дома? Ведь если кто-то из другого дома приносит и кладет в ваш контейнер мусор, то он поступает плохо, т. к. увеличивает ваш платеж. Домов с ТСЖ имеющими закрытую территорию немного, но и тут есть проблемы. Опыт Нижнего Новгорода и Самары показывает, что жители в целях экономии ТКО начинают носить в соседний двор, на открытые площадки;
  • Необходимо наличие полноценных паспортов контейнерных площадок, где отражены достоверные данные о реальном количестве проживающих и зарегистрированных в доме жителей. Необходимо определить орган, который будет с определенной периодичностью передавать эти данные органам МСУ и региональному оператору;
  • Открытым остается вопрос соблюдения СанПиН по частоте вывоза раздельно собранных отходов. Сегодня перевозчики обязаны практически ежедневно вывозить контейнеры с пластиком или бумагой, как и с обычными ТКО, независимо от их заполняемости. И если придется вывозить отходы разными видами транспорта это значительно увеличит тариф, ведь 70% тарифа — транспортная составляющая;
  • Возможно, нужна система штрафов. И прозрачные накопители, тогда человеку будет стыдно выбросить пакет пищевых отходов в контейнер с чистой макулатурой;
  • Неизвестны источники финансирования для органов исполнительной власти, чтобы они смогли обновить контейнерные площадки и закупить контейнеры для РСО;
  • Существует и проблема мусоропроводов, в приемных камерах которых невозможен РСО — в частности, в Тольятти, где мало контейнерных площадок;
  • Как понять, что является вторсырьем, а что отходами, если до сих пор нет законодательно закрепленного понятия «вторичные материальные ресурсы».

Такой расчет тарифа возможен там, где мусорными контейнерами пользуются исключительно жители, отмечается в сообщении местного отделения партии «Единой России».

«Мы создаем экономику замкнутого цикла, и наша общая задача — как можно больше вовлечь в оборот вторичных ресурсов. Но у наших жителей нет экономических стимулов для этого, потому что сегодня оплата за вывоз ТКО происходит по нормативу — или с квадратного метра, или с человека. Наше предложение — предусмотреть возможность оплаты жителями по факту накопления отходов. Это стимулирует их к раздельному сбору», — пояснил Денис Волков.

В Самарской области тариф на услугу регоператора по обращению с ТКО составляет 598,16 руб. за куб.м. Для городских округов расчет услуги идет по нормативу накопления ТКО с квадратного метра и составляет 0,091 куб.м. в год. В остальных муниципалитетах расчет платы идет с человека.

Тем временем ООО «ЭкоСтройРесурс» судится с ТСЖ «Московское шоссе, 298 а» в связи с организацией на его территории раздельного сбора отходов (РСО). В ТСЖ отправляли в контейнеры только неперерабатываемые отходы и требовали оплату за вывоз ТКО по факту накопления. Жильцы ссылались на закон, которым предусмотрена возможность оплаты по факту, в случае если организован раздельный сбор. Однако «ЭкоСтройРесурс» отказался подписывать договор на вывоз мусора с оплатой по факту. В итоге у жильцов образовалась задолженность в размере 241,75 тыс. руб. по оплате вывоза ТКО по нормативу за период с 1 апреля по 30 сентября 2020 года. В начале года регоператор обратился в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим иском.

Как пояснили в «ЭкоСтройРесурсе», потребители коммунальной услуги «Обращение с ТКО» — это жители дома на Московском шоссе, 298 а, а не ТСЖ: «…Расчет коммунальной услуги для потребителей ведется исходя из тарифа и норматива. Плата для потребителей многоквартирного дома по адресу: ул. Московское шоссе, 285 а, составляет 4,54 руб. за кв.м. Иных способов оплаты для потребителей, проживающих в городских округах, в данный момент законодательством не предусмотрено».

Регоператор также отмечает, что «оплата по факту вызывает желание экономить и выбрасывать свой мусор к соседям». В «ЭкоСтройРесурсе» сообщили, что в их адрес начали поступать обращения от жителей соседних домов: «По их сведениям, жители по адресу: Московское шоссе, 298 а, с целью уменьшить количество отходов на своей площадке теперь несут их на общедоступные площадки к ближайшим домам, что приводит к регулярному переполнению контейнеров». Похожая ситуация сложилась и в Нижнем Новгороде. Там тоже есть ТСЖ, которое установило на своей территории закрытую под жителей дома контейнерную площадку — в результате соседние контейнерные площадки оказались завалены мусором, рассказывают в компании.

«Когда началась реформа по обращению с ТКО, я сразу заявил, что люди должны платить не с квадратного метра, не по количеству человек, а по факту», — подчеркивает руководитель регионального центра «ЖКХ-Контроль» Виктор ­Часовских.

Как отмечает эксперт, для реализации оплаты мусора по факту накопления нужно соблюдение двух требований:

«Первое — надлежащим образом оборудованная контейнерная площадка, и ею должны пользоваться жители того или иного дома. Она должна быть закрыта для других. Второе — должен быть осуществлен раздельный сбор ТКО».

Виктор Часовских напоминает, что в Самаре уже есть ТСЖ («Московское шоссе, 298 а»), которое оборудовало контейнерную площадку с раздельный сбором отходов, но регоператор с ним не заключает договор:

«Рег­оператор просто не имеет такой возможности, есть норма закона, которая разрешает это сделать, но не прописаны механизмы. На сегодня контейнерной площадкой дома пользуются жители расположенных рядом домов. Также туда приносят мусор жильцы других домов и с нежилых помещений. Здесь нужно подумать, как это контролировать. Правительство РФ должно прописать все эти механизмы. Если „Единая Россия“ взялась за эту проблему, думаю, она как-то сподвигнет правительство утвердить этим ­механизмы».

Ранее уполномоченный по правам человека в Самарской области Ольга Гальцова рекомендовала правительству региона рассмотреть возможность установления в городах принципа взимания платы за ТКО исходя не из квадратного метра жилья, а с человека. До этого депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев совместно с единомышленниками добивался в суде признания недействующим приказа регионального министерства энергетики и ЖКХ об утверждении и применении «завышенного» норматива накопления ТКО в 0,091 куб. м в год на квадратный метр и установленного принципа взимания платы в городах в зависимости от площади жилого помещения. Самарский облсуд отказался удовлетворять заявления граждан. После этого апелляционная инстанция оставила решение суда без ­изменения.

Также ситуацию уже комментировал ранее и заместитель генерального директора ППК РЭО:

«После того, как Минприроды осознало набор проблем, которые возникают при переходе к расчету по факту, вся тема несколько зависла. Сложно измерить сам факт. „Возникает необходимость раскидать этот факт на жилые и нежилые помещения“, — сказал Макрушин. — Набор проблем здесь такой большой, что проще внимательно посмотреть на нормативы и их отрегулировать. Задача вырисовывается в том, чтобы дифференцировать нормативы по каждому населенному пункту».