Вопрос

Является ли несоблюдение конкретной формы ведения коммерческого учета твердых коммунальных отходов основанием для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности?

Ответ

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Согласно п. 5 указанной статьи Федерального закона договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

При этом форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Согласно п. 1 ст. 24.10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505 (далее — Правила коммерческого учета).

Следует отметить, что Правилами коммерческого учета определяются способы коммерческого учета, но не закрепляются формы ведения такого учета.

Согласно п. 5 указанного нормативного правового акта коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

  • нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
  • количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При этом согласно п. 6 Правил коммерческого учета в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов или количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Также следует отметить, что форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами содержит раздел V «Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», в котором указывается способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 2 формы типового договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.

В соответствии с Приложением к форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156) в данном Приложении указываются как объем принимаемых твердых коммунальных отходов, так и периодичность их вывоза, что позволяет осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов, исходя из выбранного способа.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что обязанностью юридического лица, являющегося собственником твердых коммунальных отходов, является заключение с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (с указанием объема принимаемых отходов, периодичности их вывоза) и определение способа коммерческого учета таких отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета.

Соблюдение конкретной формы ведения коммерческого учета твердых коммунальных отходов не является обязательным требованием законодательства в области обращения с отходами и может определяться сторонами добровольно путем внесения соответствующий дополнений в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В указанном случае несоблюдение формы ведения коммерческого учета не может являться основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Важно отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 24.10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» коммерческий учет твердых коммунальных отходов используется исключительно для целей расчета по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем нарушения, связанные с таким учетом, влекут гражданско-правовые последствия несоблюдения условий договора оказания услуг.

Законодательно ответственность за нарушение требований ведения учета в области обращения с отходами производства и потребления закреплена в ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и связана с несоблюдением требований Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1028.