Вопрос
Какие требования предъявляются к определению качественного, количественного состава отходов для целей их паспортизации?
Ответ
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства;
- обращение с отходами — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Аналогичные требования содержит п. 1 ст. 22 Федерального закона
В соответствии со ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
- I класс — чрезвычайно опасные отходы;
- II класс — высокоопасные отходы;
- III класс — умеренно опасные отходы;
- IV класс — малоопасные отходы;
- V класс — практически неопасные отходы.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Таким образом, обязанность осуществить определение классов опасности отходов производства и потребления по степени их влияния на среду обитания и здоровье человека возникает у индивидуального предпринимателя и юридического лица с момента появления опасных отходов в результате производственной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности.
Порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I — IV классов опасности утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1026.
При этом порядок подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1027 (далее — Порядок).
Необходимо отметить, что Порядок устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 3 Порядка отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах (далее — БДО), полное соответствие классификационных признаков не установлено.
Происхождение отходов производства определяется по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу, происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.
Агрегатное состояние и физическая форма отходов определяются с учетом Порядка ведения государственного кадастра отходов (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792).
В соответствии с п. 4 Порядка класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом.
Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Допускается использование одновременно обоих способов для определения химического и (или) компонентного состава отходов.
В соответствии с п. 5 Порядка документами, подтверждающими химический и (или) компонентный состав отходов, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава, являются:
- копии актов отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра);
- копии документов, подтверждающих результаты установления химического и (или) компонентного состава отходов посредством соответствующих измерений, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра) — в случае установления химического и (или) компонентного состава отходов посредством соответствующих измерений;
- выдержки из технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, содержащие сведения о происхождении отходов, физической форме отходов, химическом и (или) компонентном составе отходов, в случае установления химического и (или) компонентного состава отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах.
Таким образом, информацию о химическом и (или) компонентном составе отходов допускается указывать не только на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией, но и на основании сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки.
Необходимо отметить, что гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека регламентированы СП
В соответствии с п.п. 1.2, 1.4 разд. II СП
Согласно п. 2.8 разд. II СП
При этом требования к отбору, транспортировке и хранению проб отходов производства и потребления закреплены в разд. III СП
На основании изложенного, для целей определения качественного, количественного состава и класса опасности отходов, необходимо руководствоваться требованиями к отбору, транспортировке и хранению проб отходов производства и потребления, закрепленными разд. III СП
Нарушение требований, закрепленных в разд. III СП
Указанное подтверждается судебной практикой, в частности:
- Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2011 г. по делу № А33−9994/2011;
- Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. по делу № А07−14 750/2010;
- Постановлением ФАС Поволжского округа от 5 марта 2009 г. по делу № А12−11 268/2008.
Также необходимо отметить, что Приказом Росстандарта от 3 октября 2017 г. № 1309-ст утвержден ГОСТ Р 57 758−2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Подготовка аналитических навесок из лабораторной пробы, устанавливающий требования к надлежащей (добросовестной) лабораторной практике для безопасной подготовки аналитических навесок из лабораторной пробы отходов и шламов.
Указанный стандарт не является обязательным, однако может применяться для целей подготовки аналитических навесок из лабораторной пробы любых отходов, включая шламы и осадки сточных вод.