В 2019 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации
Вместе с тем функции и полномочия ППК «РЭО», предусмотренные в указе, зачастую не могут быть реализованы без внесения изменений в ряд федеральных законов и раскрытия положений на уровне подзаконных нормативных правовых актов. В связи с этим, а также учитывая возникающую необходимость уточнения положений, раскрывающих порядок осуществления функций и полномочий ППК «РЭО», разработан проект федерального закона «О публично-правовой компании „Российский экологический оператор“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект).
Законопроект направлен на повышение эффективности реализации государственной политики в области обращения с отходами, охраны окружающей среды и ограничения выбросов парниковых газов.
В рамках реализуемой реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами ППК «РЭО» проводится масштабная работа — компания участвует в проектной деятельности Правительства Российской Федерации, осуществляет координацию участников отрасли обращения с отходами, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, ППК «РЭО» проведена глобальная аналитическая работа по разработке федеральной схемы обращения с отходами, которой предусмотрена оптимизация мест расположения и мощностей планируемых ко строительству объектов обращения с отходами, активизация взаимодействия между субъектами Российской Федерации при создании инфраструктуры для обращения с отходами, планировании деятельности по утилизации твердых коммунальных отходов и пр.
Вместе с тем в настоящее время возникла необходимость расширения компетенции компании.
Законопроектом предусмотрено наделение ППК «РЭО» следующими полномочиями:
- разработка и реализация государственных программ Российской Федерации, национальных и федеральных проектов в области обращения с отходами, федеральных целевых программ и программ международного сотрудничества в области обращения с отходами;
- осуществление полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством, в том числе при предоставлении Компании субсидий из федерального бюджета;
- возможность предоставления мер поддержки в целях развития отрасли по обращению с отходами;
- предоставление третьим лицам имущества по договорам финансовой аренды (лизинга);
- участие в формировании и реализации программ государственной поддержки и стимулирования производства оборудования в области обращения с отходами;
- в случаях, установленных федеральными законами, осуществление функций заказчика, оператора и (или) разработчика информационных систем, в том числе государственных информационных систем, в области охраны окружающей среды, в том числе при осуществлении государственного экологического мониторинга, и в области обращения с отходами;
- участие в проведении инвентаризации объектов обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов, объектов размещения отходов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию таких объектов;
- осуществление функций технического заказчика и проведение строительного контроля самостоятельно или путем привлечения иных лиц в отношении объектов капитального строительства, включенных в федеральную схему обращения с твердыми коммунальными отходами, строительство, реконструкция которых осуществляется с привлечением средств Компании, а также субсидий из федерального бюджета, предоставляемых субъектам Российской Федерации на строительство таких объектов;
- осуществление мониторинга деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ввиду того, что отрасль по обращению с отходами характеризуется слабой инвестиционной привлекательностью, отсутствие различных мер поддержки не позволит обеспечить выполнение показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» и достигнуть национальных целей и стратегических задач в области обращения с отходами, определенных в Указе Президента Российской Федерации
Наделение ППК «РЭО» полномочием по мониторингу деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами позволит в режиме реального времени контролировать деятельность основных участников реформы обращения с твердыми коммунальными отходами, не допустить возникновение риска неоказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ППК «РЭО», как участник бюджетного процесса, наделенный статусом главного распорядителя бюджетных средств, сможет повысить эффективность использования бюджетных средств в части распределения субсидий из федерального бюджета, направленных на поддержку развития отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, наделение ППК «РЭО» указанным статусом позволит компании в полной мере реализовать полномочия, определенные в указе и законопроекте.
Осуществление ППК «РЭО» функций технического заказчика и проведение строительного контроля самостоятельно или путем привлечения иных лиц в отношении объектов капитального строительства, включенных в федеральную схему обращения с твердыми коммунальными отходами, строительство, реконструкция которых осуществляется с привлечением средств ППК «РЭО», а также субсидий из федерального бюджета, предоставляемых субъектам Российской Федерации на строительство таких объектов, позволит оптимизировать контроль за целевым расходованием средств, предоставляемых как ППК «РЭО», так и из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на создание инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Также законопроектом предусмотрено создание гарантийного фонда в целях предоставления инвесторам гарантий (поручительств) для реализации инвестиционных проектов в области обращения с отходами.
Предусматривается, что гарантийный фонд будет целевым фондом, который создается и управляется российским экологическим оператором. Создание данного фонда обеспечит привлечение заемных ресурсов в проекты с мультипликатором к капиталу фонда не менее 3.
Высшим органом управления ППК «РЭО» является наблюдательный совет.
Органами управления ППК «РЭО» являются также правление и генеральный директор.
Принятие законопроекта относится к реализации государственной программы «Охрана окружающей среды» и федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».
ID проекта: 02/04/08−21/119 679
Дата создания: 26 августа 2021 г.
Разработчик: Минприроды России