Вопрос

В соответствии с условиями действующих гос. контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на них, наша Компания осуществляет весь комплекс работ по обращению с отходами производства и потребления, в том числе выступает собственником и образователем отходов, образующихся при работах на объектах, а также осуществляет все расчеты и платежи, связанные с негативным воздействием на окружающую среду (за исключением ТКО).

В результате этой деятельности образуется отход «Мусор и смет уличный» (ТКО).

- Реклама -
Подписка — внутри поста

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

В настоящее время ТКО, образованные в результате мероприятий по очистке придорожных полос автомобильных дорог, осуществляется бестарным (пакетным) способом, вдоль всего километража дорог, ввиду отсутствия возможности установления мест накопления отходов (в большинстве случаев это не предусмотрено дорожной схемой).

Вместе с тем, в соответствии со ст. 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление ТКО допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Другими словами, региональный оператор не может обеспечить сбор и вывоз ТКО в отсутствие мест накопления, тем более что гос. контрактами возложены эти функции на Компанию.

  1. Каким образом организовать работы по обращению с ТКО в этом случае, как вести учет, в отсутствие нормативов накопления?
  2. Может ли Компания обеспечивать сбор, транспортирование (в рамках имеющийся лицензии) ТКО самостоятельно и передавать на существующие пункты приема ТКО (полигоны) при этом производить оплату региональному оператору?

Ответ

С моей точки зрения у Вас не вполне корректно может быть идентифицирован отход.

Если мы говорим об отходе «Мусор и смет уличный.7 31 200 01 72 4», то согласно Банка данных отходов, данный отход образуется при чистке и уборке территории городских и сельских поселений, соответственно если речь о поселениях, то площадки накопления ТКО д.б. организованы в шаговой доступности, либо на территории МКД, либо где-то поблизости, в данном случае Вам не обязательно организовывать свое место накопление, Вы можете воспользоваться существующими по согласованию с региональным оператором, УК МКД или администрацией поселения.

Если же речь идет об автомобильных дорогах, которые расположены вне поселений, то у Вас при их уборке образуются «Отходы (мусор) от уборки полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог. 7 39 911 01 72 4», согласно БДО этот отход образуется при чистке и уборке полосы отвода и (или) придорожной полосы автомобильных дорог и входит в группу отходов «Отходы при предоставлении прочих услуг по уборке и очистке (код — 7 39 900 00 00 0)» Федерального классификационного каталога отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 и, соответственно, не относится к ТКО, если он есть у Вас в лицензии Вы можете самостоятельно его транспортировать до полигона и вносить плату за его размещение.

Учет ведется на основании фактических измерений (п. 8 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028), Вы можете определить плотность Ваших отходов, первично учитывать поштучно пакеты соответствующего объема и переводить в массу.

Выступать транспортировщиками ТКО Вы можете только по договору с региональным оператором, согласно п. 23 Правил обращения с ТКО, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

УТОЧНЕНИЕ

  1. Все верно, речь идет об автомобильных дорогах, которые расположены вне поселений. Разработан паспорт отхода «Отходы (мусор) от уборки полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог», однако в лицензиях ближайших полигонов данного отхода нет. Как быть в этом случае?
  2. «Передавать отход на обезвреживание или обработку», какой отход имеется ввиду, ТКО?

Ответ

  1. К сожалению в данном случае нет иных легальных решений, кроме как-либо договариваться с полигоном о расширении лицензии, либо искать другие полигоны, либо передавать отход на обезвреживание или обработку.
  2. Нет, не ТКО, ТКО Вы можете передавать куда-либо только по согласованию с региональным оператором в соответствии с территориальной схемой. Хотя в Правилах обращения с ТКО есть замечательный пункт 39, согласно которому «в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации». Тут прямое перечисление, что позволяет сделать вывод, что в целях утилизации Вы можете передать ТКО минуя оператора, однако, это норма «спящая» на практике не встречала ее применение, поэтому воспользоваться ей рекомендую только в крайнем случае.