В начале сентября АО «Невский экологический оператор» официально получило статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Петербурга, подписав десятилетнее соглашение со Смольным. Приступить к выполнению обязанностей оно должно не позднее 2022 года. Впереди — тендеры на выбор подрядчиков по транспортировке ТКО, расчет тарифа для потребителей и утверждение единой концепции обращения с отходами на территории Петербурга и Ленинградской области. Все это происходит на фоне провальной реализации «мусорной реформы» по всей стране, констатируют эксперты.

Ожидаемый победитель

Победа «Невского экологического оператора» (НЭО) в конкурсе на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в соответствии с территориальной схемой, утвержденной распоряжением городского комитета по благоустройству, не стала для участников рынка неожиданной. Конкурс был объявлен комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга в июле этого года. Как и предполагали опрошенные BG эксперты, основная конкуренция в итоге развернулась между НЭО и «Управляющей компанией по обращению с отходами в Ленинградской области» (УКООЛО).

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Каждая из них имела необходимые финансовые и административные ресурсы. Так, учредителями НЭО являются Петербург, Ленобласть, ВТБ и «Интер РАО»: компания была создана с прицелом на статус регионального оператора в конце прошлого года. УКООЛО же, являющуюся регоператором Ленобласти, связывают с банком «Санкт-Петербург».

Среди других возможных участников называли «Автопарк № 1 „Спецтранс“» Анатолия Язева, структуру «Ростеха» — «РТ-Инвест», а также крупных столичных и региональных операторов по обращению с отходами. Однако в конечном счете на конкурс вышли лишь НЭО и «дочка» УКООЛО — Ленинградская областная экологическая компания (ЛОЭК), которая незадолго до даты окончания подачи заявок направила в Федеральную антимонопольную службу России жалобу на организатора конкурса. Претензии ЛОЭК, в частности, касались методологии расчета стоимости услуг регионального оператора, налогообложения, даты начала работ, отсутствия информации о тарифах в конкурсной документации, а также отсутствия полномочий у комитета по природопользованию на проведение конкурсного отбора. В Смольном это отрицали. ФАС признала жалобу необоснованной.

На фоне рассмотрения жалобы в ведомстве о своем видении «мусорной реформы» высказалась председатель комитета по обращению с отходами Ленинградской области Анастасия Кузнецова. По ее словам, которые приводил официальный телеграм-канал правительства области, регион, выступая одним из учредителей «Невского экологического оператора», «заинтересован в его выходе на петербургский рынок обращения с отходами, поскольку именно в нем сконцентрированы финансовые и технологические ресурсы, которые позволят обеспечить системное и современное решение по переработке мусора, а также необходимую экологическую безопасность». Незадолго до этого госпожа Кузнецова сменила прежнего главу комитета Алексея Пименова, увольнение которого участники рынка связывают, в том числе, с претензиями Смольного к областному комитету по обращению с отходами, а также с приостановкой конкурса на выбор регионального оператора из-за жалобы «дочки» УКООЛО.

После вынужденной приостановки комиссия рассмотрела заявки обоих участников, в итоге к конкурсу была допущена одна — «Невского экологического оператора», предложившего выполнить необходимые мероприятия за 125,6 млрд рублей при максимальной цене контракта в 131 млрд. Заявка ЛОЭК не была допущена к конкурсу. Она, в свою очередь, запросила за услуги 125 млрд рублей. Согласно закону, компания может оспорить решение ФАС, а также итоги конкурса, однако на момент подготовки материала информация об этих действиях отсутствует. Тем не менее, подчеркнула в разговоре с BG Наталья Беляева, заместитель председателя комитета по переработке отходов и вторичных ресурсов «Деловой России», факт возможной подачи иска не означает обнуление результатов конкурса и Петербург в «мусорную реформу» вступит.

Стопки планов

По условиям договора НЭО должен приступить к выполнению своих обязанностей не позднее 1 января 2022 года. Для организации процесса обращения с твердыми коммунальными отходами компании предстоит заключить договоры с действующими в регионе лицензированными операторами. В соответствии с законодательством необходимо будет провести тендер и выбрать по его итогам подрядчиков, с которыми будут заключены контракты на транспортировку ТКО. Кроме того, необходимо заключить контракты на обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов с отраслевыми предприятиями, определенными действующей территориальной схемой, а также создать единую систему контроля на всех стадиях обращения отходов.

«Задействованная конкурсная процедура не позволяет на данной стадии перечислить потенциальных партнеров и субподрядчиков. При этом, кто бы ни стал победителем, конечную ответственность перед потребителями услуги и жителями обоих регионов будет нести наша компания», — говорят в пресс-службе НЭО.

Завершающим шагом должно стать утверждение комитетом по тарифам Петербурга ставки, на основании которой уже будут заключаться договоры с потребителями.

«К этому моменту компания завершит создание сервисной инфраструктуры для необходимой организации договорной работы с собственниками ТКО», — планирует регоператор.

В компании говорят, что уже ведется формирование абонентской базы, и в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством, потребители — как население, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели — будут проинформированы о порядке заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом единая концепция обращения с ТКО на территории Петербурга и Ленобласти до 2030 года, соглашение о реализации которой постоянно откладывалось, пока что представлена не была. Она призвана определить планы создания в регионе мусороперерабатывающей инфраструктуры, выбор и обоснование технологии переработки отходов, необходимый объем мощностей и мест размещения производственных комплексов с учетом объемов образования ТКО (Петербург ежегодно генерирует около 2 млн тонн, которые свозятся на территорию Ленинградской области), их морфологического состава, и планы распределения транспортных потоков. Кроме того, в концепцию входит разработка экономической модели, в рамках которой должны быть определены необходимые объемы привлечения инвестиций, сроки и источники их окупаемости.

В компании уверяют, что планируют «в скором времени» представить системообразующий отраслевой документ, отражающий текущее состояние системы обращения с ТКО Санкт-Петербурга и Ленинградской области и основные параметры ее развития на десятилетнюю перспективу.

«Концепция обращения с ТКО не имеет аналогов и является беспрецедентной, учитывая отходообразование, все транспортные потоки и объекты размещения. Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области проделали большую работу по синхронизации планов размещения новых мусороперерабатывающих производств и развития отрасли в целом. Подготовка концепции проходит под контролем Российского экологического оператора и федеральных органов власти», — уточняют в НЭО.

Как только документ будет готов, он будет представлен общественности и экспертам, а также будет использоваться при реализации реформы оборота ТКО.

Пока что лишь известно, что под размещение комплексов по переработке отходов обсуждается выделение пяти участков: двух на территории Петербурга и трех — в Ленобласти. Чтобы разделить транспортные потоки, подбор ведется на севере и юге города. Территория СПб ГУП «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» (МБПО-2) на Волхонском шоссе точно будет вовлечена в оборот — НЭО уже заключил соответствующий договор аренды движимого и недвижимого имущества.

«В любом случае, в ручном режиме регоператору придется выстраивать всю схему самостоятельно. А основной вопрос, который будет волновать население, — это тариф. Финансовая сторона касается каждого человека. Каким образом он сформирован: от площади или от количества прописанных? Население, оплачивая услугу, желает видеть разницу: что было и что стало. А для этого, по опыту других регионов, необходимо время», — рассуждает директор Экспертного департамента Российского экологического общества Наталия Ткаченко.

По словам Алексея Коренева, аналитика ФГ «Финам», диапазон услуг региональных операторов колеблется в пределах от 250 до 1500 рублей.

«Из-за недоверия к тарифной системе со стороны населения плата, которую в итоге собирают коммунальщики за свои услуги, явно ниже той, что должна быть. Это может привести к банкротству или прекращению услуг со стороны ряда региональных операторов», — рассуждает господин Коренев.

Всероссийский треш

Так называемая «мусорная реформа» стартовала в большинстве городов страны в 2019 году. При этом центрам федерального значения — Москве, Петербургу и Севастополю — было позволено вступить в нее на три года позже, в 2022-м.

Реализацию «мусорной реформы» эксперты называют если не катастрофической, то точно далекой и от идеала, и даже от планов: сейчас перерабатывается только 7% отходов, а более 90% поступает на свалки.

«Всего в стране насчитывается без малого 8,5 тыс. свалок, в том числе более 900 — в черте городских округов. Притом, что федеральный проект „Чистая страна“ рассчитан на ликвидацию и рекультивацию всего 191 свалки. Таким образом, в проекте уже заложено сохранение более 700 свалок в городской черте. А суммарная площадь всех российских свалок сопоставима с площадью Греции», — замечает Алексей Коренев.

По подсчетам экспертов, в 32 регионах России возможности мусорных полигонов будут полностью исчерпаны к 2024 году, а 17 из них окажутся переполненными уже в следующем году.

«Изначально реформа предполагала к 2030 году сократить захоронение отходов с нынешних 94% до 50%, а также построить современную структуру для сортировки, переработки, раздельного сбора мусора и утилизации отходов, — констатирует господин Коренев.— На сегодняшний день темпы прироста объемов твердых коммунальных отходов составляют около 1−2% в год. При такой скорости увеличения количества мусора и явной пробуксовке системы „мусорной реформы“ заявленных целей не удастся достичь даже теоретически».

Наталия Ткаченко добавляет, что нерешенными остаются многие системные проблемы: нет должного количества объектов инфраструктуры, ограниченный перечень утилизируемых отходов, нет повсеместного обеспечения контейнерами для раздельного сбора.

«Если в той ж Европе предусмотрены просто драконовские штрафы даже за бумажный стаканчик, выкинутый не в тот контейнер, то у нас зачастую даже собранный по отдельным контейнерам мусор в итоге сгружается валом в одну мусорную автомашину, что делает всю предыдущую работу по раздельному сбору бессмысленной. В целом же, несмотря на громкие декларации, касающиеся необходимости проведения „мусорной реформы“, по факту дело продвигается крайне медленно, явно отставая от темпов увеличения объемов ТБО», — резюмирует господин Коренев.