Вопрос

Провели процедуру по разработке технологического регламента и ТУ по переводу отхода (навоз) в продукт. Позиция Росприроднадзора — навоз отход, на размещение, обработку и транспортирование отходов требуется лицензия, а действия по разработке тех. регламента не предусмотрены СанПин 3684 (2021 г.). Какие действия необходимо предпринять и как правильно аргументировать свою позицию, чтобы отстоять правоту?

Ответ

Несмотря на то, что Минприроды, и Минсельхоз не однократно высказывались при каких условиях навоз, помет не считаются отходами (Письмо Минприроды России от 5 мая 2016 г. N 04−12−27/9376, Письмо Минсельхоза России от 11.08.2016 N ВА-14−27/8782, Письмо Минсельхоза России от 10 октября 2017 г. N 19/4339, Информация Минприроды России «Позиция Минприроды России по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства» от 19.06.2020.), с введением дифференцированных штрафов по ст. 6.35 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ надзорные органы имеют повышенный интерес к данной теме. Также в новом СанПиН 2.1.3684−21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», вступили в силу с01.03.2021, в отдельном разделе XI изложены санитарно-эпидемиологические требования к отходам животноводства (навоза) и птицеводства (помета) (п.267-п.271) и именно как отходам, что однако не исключает возможности производить из навоза и помета удобрения, что подтверждает судебная практика, хотя она тоже весьма разнообразна и в последнее время судьи чаще склоняются на сторону надзорных органов, если есть хоть какие-то упущения со стороны природопользователей.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Примеры положительных судебных решений: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 мая 2021 г. по делу № А56−18 577/2020, Постановление АС ВВО от 15.04.2021 по делу № А43−18 442/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2020 по делу № А44−4807/2019; Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2020 г. по делу № А63−16 558/2019; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. по делу № А07−21 119/2018.

Примеры отрицательных судебных решений: Решение Арбитражного суда Томской области от 11 мая 2021 г. по делу № А67−6283/2020, Постановление АС ДВО от 16.02.2021 по делу № А51−10 461/2019, Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2020 по делу № А60−13 545/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 27.05.2020 N 309-ЭС20−6698 оставлено без изменения); Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 7 февраля 2020 года по делу № А 47−3376/2019; Решение Арбитражного суда Рязанской области от 18 февраля 2020 г. по делу № А54−39/2020.

Побочным продуктом, согласно ГОСТ Р 30 772−2001, признается дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. Побочный продукт не является отходом. Главное, чтобы в Вашей внутренней и разрешительной документации не было нигде упоминания о навозе как об отходе, чтобы нигде не встречались термины «обработка», «утилизация», «обезвреживание», «размещение», только «обеззараживание» в соответствии с технологией, «производство» удобрений и «использование» удобрений в целях повышения плодородия почвы, тогда навоз не будет попадать под определение отхода, данное в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», т.к. не будет удаляться или подлежать удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Согласно письму Минприроды России от 23.10.2017 г. N 12−47/27 366 вещества и материалы, образующиеся в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности, могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении следующих условий:

  • наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара;
  • наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ и материалов, к продукции;
  • наличие документов, подтверждающих соответствие образованных в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции;
  • отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Таким образом, навоз, образовавшийся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента может быть использован самостоятельно в качестве продукции или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

Учитывая, что не так давно Федеральный закон от 28.06.2021 N 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес соответствующие изменения в Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в определение агрохимикатов, изложив его в следующей редакции:

агрохимикаты — удобрения (минеральные, органические, органо-минеральные, микробиологические), химические мелиоранты, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия земель (почв). Не признаются агрохимикатами торф, отходы животноводства и растениеводства, ил, осадки сточных вод, используемые для производства органических и органо-минеральных удобрений, смешанные минеральные удобрения.

Можно надеяться, что не потребуется регистрация производимого Вами удобрения в соответствующем реестре, однозначный вывод не дает сделать упоминание именно отходов животноводства, поэтому я бы запросила дополнительное разъяснение от Минсельхоза.

Так же следует иметь ввиду, что с 01.03.2022 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.06.2021 N 221-ФЗ будет включать также пестициды и агрохимикаты.

В любом случае Вам необходимо в целях минимизации риска выявить все требования, предъявляемые к производству и использованию данных удобрений, проводить внутренний контроль соответствия установленным требованиям и в случае реализации данного удобрения получать добровольное подтверждение соответствия (сертификат соответствия на продукцию).

При этом, еще раз повторюсь, для определения статуса вещества, образующегося в процессе производства как побочного продукта, необходимо, чтобы все документы (то есть и проектная документация и документация по обращению с отходами (НООЛР, статистическая отчетность, документация об учете движения отходов и т. д.) и бухгалтерская документация) соответствовали друг другу и обосновывали принятый способ организации производства.