Регоператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Красноярском крае — компания «Росттех» — потребовала в арбитражном суде от властей региона 888,8 млн руб. В эту сумму регоператор оценил ущерб от несправедливо заниженного, по его мнению, тарифа на 2021 год. Летом на сторону «Росттеха» встал гражданский суд, признавший недействующими два приказа краевого министерства. На этой неделе власти планируют выполнить решение суда, скорректировав тариф на вывоз мусора в большую сторону. Эксперты считают, что если министерство проиграет спор, то сумма ущерба не будет включена в тариф — люди не должны нести ответственность за недоработку министерства.

В арбитражный суд Красноярского края поступил иск регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Росттех» к краевому министерству тарифной политики. Компания требует взыскать с властей убытки на 888,8 млн руб. По данным пресс-службы суда, заявитель связывает возникновение ущерба с тем, что при корректировке в декабре 2020 года единого предельного тарифа на вывоз ТКО на территории Красноярской правобережной и Железногорской технологических зон министерство учло не все расходы регионального оператора.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

«Росттех», по данным сайта компании, в статусе регоператора обслуживает в Красноярском крае Железногорскую, Красноярскую правобережную, Таймырскую зоны и Норильск. Компания также претендовала на аналогичный договор по левобережной части края, но оператором по итогам конкурса была выбрана «Красноярская рециклинговая компания» (связана с инвестгруппой «РВМ капитал»), предложившая выполнить десятилетний контракт за 14,6 млрд руб. «Росттех», также претендовавший на победу, оценил свои услуги в 20,3 млрд руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году выручка зарегистрированного в Березовском районе Красноярского края ООО «Росттех» составила 1,1 млрд руб., чистый убыток — 161,9 млн руб.

В июне этого года Красноярский краевой суд удовлетворил два административных иска «Росттеха» к министерству. Он признал недействующими приказы регулирующего органа от 18 декабря 2020 года в части установления тарифов в двух зонах (Красноярской правобережной и Железногорской) на 2021 год. А также обязал министерство тарифной политики в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять заменяющие их нормативные акты.

Согласно материалам суда, в декабре 2020 года министерство скорректировало собственный приказ от декабря 2019-го, уменьшив тариф на вывоз мусора в Красноярской правобережной зоне в 2021 году. С 1 января по 30 июня он был снижен для населения с 1139,17 до 1082,15 руб./куб. метров, для «прочих потребителей» (юрлица) — с 949,31 до 901,79 руб./куб. метров. На вторую половину года тариф для населения снизился с 1264,46 до 1082,15 руб./куб. метров, для остальных потребителей — с 1053,72 до 967,62 руб./куб. метров.

В суде «Росттех», в частности, указывал, что министерство необоснованно снизило расходы на захоронение и транспортирование ТКО, при корректировке необходимой валовой выручки (НВВ) не учло фактический результат деятельности за 2019 год, а также расходы на приобретение контейнеров и бункеров. Представитель министерства тарифной политики просил отказать в удовлетворении требований регоператра, указав, что «оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий министерства». Представители прокуратуры в суде указали, что считают иски «Росттеха» подлежащими удовлетворению.

Оба решения министерство обжаловало в суде вышестоящей инстанции, который оставил их без изменения.

Как сообщили «Ъ-Сибирь» в министерстве тарифной политики края, на этой неделе состоится заседание правления министерства, на котором планируется принять решение об установлении нового тарифа на остаток 2021 года. Корректировка будет сделана для исполнения решений краевого суда. Новый тариф вступит в силу через десять дней после его официального опубликования. Его точный размер еще не определен.

Председатель комитета по природным ресурсам и экологии заксобрания Красноярского края Виталий Дроздов сообщил «Ъ-Сибирь», что ситуация с низким, по мнению регоператора, тарифом на уровне регионального парламента пока не обсуждалась. Он полагает, что, если арбитражный суд действительно взыщет с краевых властей 888 млн руб. ущерба, в тариф эту сумму не включат: «Люди не могут нести ответственность за недоработку министерства, даже если такая была. Если и взыщут за прошлый период, то с правительства. А тариф можно поднять только на будущий период», — считает господин Дроздов.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что судебные споры о «мусорных» тарифах являются частой практикой, но в большинстве случаев из-за специфики рынка регоператоры «по умолчанию не заинтересованы портить отношения с местной администрацией». «В конечном итоге эти две стороны вынуждены постоянно искать компромисс в ситуации, когда заказчик путем изменения тарифов пытается сэкономить или заработать баллы поддержки населения и федерального центра, а подрядчик — повысить маржинальность своего бизнеса. Как правило, все эти споры заканчиваются во внесудебном порядке, так что данный случай указывает как минимум на то, что конфликт носит исключительно серьезный характер», — считает господин Жарский.

Эксперт полагает, что при вынесении решения арбитражный суд может сослаться на то, что формально отношения между регоператором и заказчиком носят договорной характер: если «Росттех» не был согласен с установленными тарифами, он мог инициировать расторжение договора. «Вполне вероятно, это повлекло бы за собой штрафные санкции и даже невозможность получения статуса рег­оператора в будущем. Формально принуждать регоператора работать по договору, который ему невыгоден и, более того, формирует для него убыток, нельзя», — отмечает господин Жарский.

Дарья Решетникова