Вопрос

Необходимо ли соблюдать требования СанПиН 2.1.3684−21 по обустройству и обслуживанию площадок для сбора ТКО, если производственные площадки организации находятся за пределами городских или сельских поселений?

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Ответ

В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684−21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3) (далее — СанПиН 2.1.3684−21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов

Следует отметить, что указанное положение содержится в разделе II «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений» СанПиН 2.1.3684−21.

При этом в п. 3 СанПиН 2.1.3684−21 прямо закреплено положение о том, что требования данного пункта распространяются на территории городских и сельских поселений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что требования раздела II СанПиН 2.1.3684−21 (в том числе п. 3) распространяется исключительно на территории городских и сельских поселений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями, муниципальными и городскими округами. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:

  • утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
  • утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Таким образом в случае, если территория производственной площадки не входит в состав городского или сельского поселения, требования раздела II СанПиН 2.1.3684−21 на указанную территорию не распространяются.

При этом в соответствии с п. 1 СанПиН 2.1.3684−21 данные санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Если рассматривать указанное положение в качестве обязывающего соблюдать требования СанПиН 2.1.3684−21 всеми юридическими лицами, независимо от их месторасположения, возможно констатировать противоречие с названием раздела II «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений» СанПиН 2.1.3684−21.

При этом следует отметить, что в соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.