Закон об экономике замкнутого цикла (KrWG) Германии претерпел ряд изменений согласно новым требованиями рамочной Директивы 2008/98 ЕС об отходах и Директивы 2019/904 ЕС о сокращении влияния пластиковой продукции на окружающую среду. Изменения KrWG, принятые в октябре 2020 г. нацелены, прежде всего, на усиление мер по предотвращению образования отходов, наращиванию «цикличности» и замыканию производственных циклов.

Закон дополнился рядом основных понятий в § 3, конкретизирующих в т. ч. такие термины как «коммунальные отходы», «пищевые отходы», «отходы от сноса и демонтажа зданий», «вторичную переработку» и «засыпку». Важным элементом является увеличение целевых показателей подготовки к повторному использованию и рециклингу как отдельных потоков вторичного сырья (бумага, стекло, металлы, пластик), так и бытовых отходов в целом. Так, согласно § 14 подготовка к повторному использованию и рециклингу коммунальных (бытовых) отходов должны составлять:

- Реклама -
Подписка — внутри поста

не менее 55% по массе в совокупности не позднее 1 января 2025 г.

не менее 60% по массе в совокупности не позднее 1 января 2030 г.

не менее 65% по массе в совокупности не позднее 1 января 2035 г.

Особое внимание уделяется инструментам по предотвращению образования отходов в рамках процесса планирования на уровне федеральных земель и их программ по управлению отходами, а также в рамках дальнейшего развития систем расширенной ответственности производителей (РОП). Такие требования, например, содержатся в §§ 23 -25 Закона в отношении использования рециклатов (продуктов переработки пластиков) в упаковке и продукции, обеспечения ремонтопригодности товаров и поддержки систем для повторного применения, участия в покрытии расходов на ликвидацию замусоривания окружающей среды и т. д. Стоит отметить, что базовый принцип РОП «загрязнитель платит» в Законе KrWG дополнился так называемой «обязанностью попечения». Данная обязанность подразумевает максимально возможное сохранение эксплуатационной пригодности товаров и продукции, в т. ч. и в рамках их возврата в хозяйственный оборот, и рассматривает их удаление как крайнюю меру. Иными словами, ответственный производитель не должен самостоятельно и по собственному желанию превращать свою продукцию в отходы без видимой на то необходимости. Данная мера призвана в будущем бороться с уничтожением возвратов (возвращаемых покупателями товаров), складских запасов, а также продуктов питания и развивать системы пожертвований и безвозмездной передачи нуждающимся.

В сфере государственных закупок Закон в § 45 подпар. 2 устанавливается приоритет в отношении товаров, произведенных с использованием ресурсоэффективных, малоотходных производственных процессов, с низким содержанием загрязняющих веществ либо полученных из вторичного сырья или возобновляемого сырья и характеризующихся повышенной износостойкостью, ремонтопригодностью, возможностью повторного использования и рециклинга. Безусловно, данное обязательство действует только в том случае, если такие товары пригодны для использования по назначению, при их закупке или использовании не создаются недопустимые дополнительные расходы и обеспечивается достаточная конкуренция.

Со всеми изменениями KrWG можно ознакомиться здесь.

Поправки внесены в соответствии с Законом о реализации требований рамочной Директивы ЕС об отходах от 23 октября 2020 г. Bundesgesetzblatt (bgbl.de).

Перевод Закона об экономике замкнутого цикла на русский язык выполнен экспертами проекта «Климатически нейтральное обращение с отходами в РФ».