Нижегородская область признана одним из лидирующих российских регионов в реализации реформы обращения с отходами. Сейчас область активно участвует в федеральном проекте «Чистая страна», занимаясь ликвидацией несанкционированных свалок. Эксперты говорят, что властям необходимо расставить приоритеты по классам опасности отходов, прежде чем добиваться включения свалок в федеральный проект.

На Российском экологическом форуме в июле этого года вице-премьер Виктория Абрамченко объявила 13 регионов-лидеров, которые могут завершить реформу обращения с твердыми коммунальными отходами к 2024 году. Помимо Нижегородской области к регионам-лидерам также отнесли Московскую, Тюменскую, Саратовскую, Мурманскую, Тульскую, Астраханскую, Калининградскую, Сахалинскую, Пензенскую, Ярославскую области и Ханты-Мансийский автономный округ.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Мусорная реформа, предусматривающая полную передачу полномочий по обращению с ТКО с муниципального на областной уровень стартовала в 2019 году с повышения тарифов для граждан и проблем региональных операторов, которые поначалу не всегда справлялись с потоками отходов. Однако логистика обращения с ТКО сформировалась достаточно быстро, и бизнес вскоре адаптировался к новым требованиям экологического законодательства.

В Нижегородской области сегодня работают семь региональных операторов обращения с отходами. В соответствии с указом президента к 2030 году все субъекты РФ должны обеспечить стопроцентную сортировку. В Нижегородской области, по данным минэкологии, этот показатель пока равен 71%. Также к 2024 году правительство планирует удвоить уровень утилизации коммунальных отходов, который пока составляет 6,7%, за счет новых объектов обращения с ТКО. Размещением и переработкой отходов в Нижегородской области сейчас занимаются пять комплексов, в 2023 году планируется строительство еще двух, с мусоросортировочными линиями и переработкой пластиковой упаковки — в Уренском и Арзамасском районах. Кроме того, по информации министра экологии Нижегородской области Дениса Егорова, регион рассматривается в числе пилотных для строительства одного из первых в России экотехнопарков — кластеров, где могут быть объединены предприятия всего цикла обращения с отходами, от приема до производства вторичной продукции.

Пока неразвитая инфраструктура обезвреживания и утилизации ТКО — одна из главных причин образования многочисленных несанкционированных мусорных полигонов. По данным главы регионального управления Росприроднадзора Сергея Соломатина, ежегодно ведомство выявляет около сотни таких свалок.

Основной источник финансирования их ликвидации сегодня — федеральные средства. В частности, такие объекты стараются включить в госпрограмму «Чистая страна» национального проекта «Экология», рассчитанную до 2024 года. Так, масштабная Шуваловская свалка в Автозаводском районе Нижнего Новгорода должна быть ликвидирована к ноябрю 2022 года, работы оцениваются в 1,2 млрд руб. Также за счет федеральных субсидий в Нижнем планируется рекультивировать хранилище кислых гудронов на Московском шоссе, куда с 1953 года свозили отходы промпредприятий, пруд-накопитель на станции Варя, бывшую территорию завода «Авиатехмас» на улице Коминтерна и крупные свалки строительного мусора на улице Заовражной и в садоводческом товариществе «Родник».

В районах области в рамках «Чистой страны» планируется обследование объектов прудов-накопителей кислых гудронов и мазутного хранилища открытого типа «Нефтеямы» в Балахне, полигона промышленных отходов бывшего завода «Корунд» и свалки на территории химического предприятия «Заря» в Дзержинске, свалки промотходов компании «Экотехойл» в Павлово, а также несанкционированных свалок в Первомайске и Богородске.

Стратегия федеральных властей предусматривает, что в границах городов свалки должны быть ликвидированы уже в 2023 году, однако одна из главных сегодняшних претензий надзорных органов к региональному минэкологии — срыв сроков подготовки документов по объектам. «До начала ликвидации свалок проектные решения должны пройти оценку специалистов. Мы должны быть уверены, что на каждом объекте учтены все необходимые экологические нормы и требования», — заявил в конце октября глава регионального управления Росприроднадзора Сергей Соломатин, попросив минэкологии активизировать работы в районах области. А незадолго до этого вице-премьер Виктория Абрамченко на совещании с главами регионов называла Нижегородскую область в числе регионов, где есть риски неисполнения проекта «Чистая страна».

В министерстве заверяют, что работы непрерывно ведутся по всем объектам, а ключевой фактор задержек — долгие переговоры с собственниками участков, на которых расположены свалки, как, например, свалка в «Роднике»: это частная территория, и на ней региональный бюджет не может финансировать проектирования работ — это будут нецелевые расходы.

Заслуженный эколог России Клара Романова полагает, что властям необходимо расставить приоритеты по классам опасности отходов, прежде чем добиваться включения свалок в федеральный проект: «Сегодня за счет программы „Чистая страна“ планируется ликвидировать свалки строительных и коммунальных отходов IV-V классов опасности. Однако только в черте Нижнего Новгорода есть куда более опасные химические свалки. Например, пруды-накопители кислых гудронов в районе Бурнаковской низины недалеко от завода 70-летия Победы и на территории „Авиатехмаса“ в Сормовском районе. Именно такими объектами необходимо заниматься в первую очередь».

«Новые свалки появляются в основном в местах выброса строительных материалов, — комментирует руководитель экологического центра „Дронт“ Асхат Каюмов. Региональные операторы бесплатно их не вывозят, поскольку это не коммунальные отходы. А застройщики начинают экономить: одно дело заплатить регоператору по тарифу, а другое — нанять машину, которая вывезет и свалит все в Артемовские луга». По мнению эксперта, необходимо «обязать строителей доказывать, куда они дели строительный мусор»: «Можно в государственные и муниципальные контракты заложить требования, чтобы застройщики обязательно информировали надзорные органы о маршрутах отходов, а машины отслеживались по трекерам GPS. Сделать это несложно: достаточно прописать эти требования в государственных и муниципальных контрактах».