Если говорить о таком способе удаления сточных вод как передача вод организации, эксплуатирующей централизованную систему водоотведения, то нужно признать, что Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» практически не содержит положений, регулирующих порядок вывоза хозяйственно-бытовых сточных вод, образуемых на объектах, не имеющих непосредственного присоединения к централизованной системе водоотведения.

Закон предусматривает единственное упоминание ситуации, указывающей на особенности «канализования» лиц, объекты которых не подключены к ЦСВ.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

И в этом упоминании используется фраза «вывоз жидких бытовых отходов».

В соответствии с ч. 5 ст. 7 указанного Федерального закона:

[…]. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Дальше мы сталкиваемся с широким полем для толкований. Главным образом, важна при этом идентификация «жидких бытовых отходов» в качестве отходов или сточных вод.

Понятие «жидкие бытовые отходы» — категория собирательная — и статус таких спорных веществ в законодательстве не решен (несмотря на наличие на подзаконном уровне определения этого понятия, о чем речь пойдет ниже).

По этой причине лица, в процессе деятельности которых образуются хозяйственно-бытовые сточные воды (они же жидкие бытовые отходы), задаются такими вопросами как:

  1. Является ли вывоз жидких бытовых отходов, аккумулируемых в септиках, выгребных ямах и прочих объектах-приемниках, накопителях сточных вод, видом обращения со сточными водами в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»?
  2. Может ли вывоз жидких бытовых отходов быть признан видом обращения с отходами какого-либо класса опасности?
  3. Является ли обращение с жидкими бытовыми отходами обращением с отходами как таковыми?

Эти вопросы актуальны также для тех, кто осуществляет вывоз хозяйственно-бытовых сточных вод по договору на вывоз жидких бытовых отходов, и, к сожалению, на сегодняшний день остаются предметом дискуссии и противоречивых толкований.

В первую очередь, отметим, что рассмотрение понятийного аппарата, используемого законодательством о водоснабжении и водоотведении или законодательством об отходах производства и потребления, однозначного ответа на поставленные вопросы не дает.

Понятийный аппарат указанных федеральных законов не учитывает некоторые нюансы, связанные с вывозом хозяйственно-бытовых сточных вод, образуемых на объектах, не имеющих непосредственного подключения к ЦСВ.

При этом законодательство об отходах производства и потребления не отвечает на вопрос: являются ли жидкие бытовые отходы (в том числе образуемые в процессе деятельности юридических лиц) отходами, обращение с которыми регулируется положениями ФЗ «Об отходах производства и потребления»?

И хотя всем понятно, что от объективного ответа на него зависит наличие/отсутствие обязанностей, возлагаемых на лиц, участвующих в цепочке обращения с жидкими бытовыми отходами, тем не менее, вопрос так и не решен по настоящее время.

А обязанности эти, ни много ни мало, заключаются в:

1) отнесении соответствующих отходов к конкретному классу опасности;

2) разработке и утверждении паспортов отходов;

3) разработке и утверждении НООЛР в отношении соответствующих отходов;

4) осуществлении учета в области обращения с отходами в отношении соответствующих отходов;

5) оформлении лицензии на деятельность в области обращения с отходами I-IV классов опасности (в случае если отходы обладают I-IV классом опасности).

Напомним, что ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, как таковой, прием жидких бытовых отходов в ЦСВ. Причём в этом ключе под ЖБО понимаются, по сути, сточные воды, образуемые у абонента ЦСВ, объекты капстроительства которого не подключены к ЦСВ.

Иначе получается серьезное логическое противоречие: по умолчанию в ЦСВ принимаются сточные воды, а не отходы. Прием/сброс в ЦСВ отходов законодательством не предусмотрен.

Значит, ЖБО, о которых идет речь в части 5 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», — это не отходы?

Тем не менее, на практике, вероятно, для подстраховки исполнители услуги по вывозу ЖБО, понимая, что они потенциально имеют дело с отходами, а не сточными водами, оформляют лицензии на транспортирование отходов.

Непонятно только, куда исполнители планируют передавать вывозимые от населения, организаций отходы. Вопрос, конечно, риторический, учитывая, что широко известно: такие отходы-воды так или иначе передаются в ЦСВ. Даже если они сначала передаются на очистные сооружения, то стоит учитывать, что, как правило, такие очистные сооружения — объекты ЦСВ.

При таком подходе (ЖБО — это отходы, при транспортировании которых надо получать лицензию), получается, что самим организациям ВКХ надо обеспечивать наличие лицензии на деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности.

Все ли водоканалы имеют такую лицензию? Все ли водоканалы готовы такую лицензию получать?

В первую очередь, в зоне риска такие виды деятельности, как транспортирование ЖБО, обработка ЖБО, очистка ЖБО, обезвреживание и обеззараживание ЖБО. На наш взгляд, проводить параллели с лицензируемыми видами деятельности по обращению с отходами излишне.

Полагаем, что сложившаяся ситуация окончательно разрешится только тогда, когда в законодательство будут внесены изменения:

1) исключающие использование категории «жидкие бытовые отходы» применительно к хозяйственно-бытовым сточным водам (как канализованных, так и не канализованных объектов;

2) уточняющие, что законодательство об отходах производства и потребления не применяется к отношениям по обращению с хозяйственно-бытовыми сточными водами (как канализованных, так и не канализованных объектов).