В декабре региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами «Экология-Новосибирск» подал в арбитражный суд иск о самобанкротстве. У компании накопились многомиллионные долги перед перевозчиками. Впрочем, на самом предприятии не собираются сворачивать деятельность, а всю процедуру задумали, как утверждается, в целях оздоровления. Корреспондент «ФедералПресс» выяснил, к чему может привести банкротство действующего регоператора и кто может прийти ему на смену.

Миллионные долги

- Реклама -
Подписка — внутри поста

В конце прошлого года арбитражный суд Новосибирской области зарегистрировал иск регионального оператора по вывозу ТКО «Экология-Новосибирск» о самобанкротстве. Согласно материалам дела, сумма долгов превысила 1,85 млрд рублей. В реестр кредиторов регоператора вошли перевозчики мусора МУП «САХ», ТБО, «ЛаТранс», НСТ, в качестве третьих лиц — несколько банков и служба судебных приставов. Всего в картотеке суда находится почти полторы тысячи дел, в которых фигурирует предприятие. 28 дел, в которых подрядчики предъявляют регоператору иски в общей сумме на 2,4 млрд рублей, в том числе 600 миллионов штрафных, находятся в арбитраже.

В 2021 году несколько организаций уже выиграли у «Экологии-Новосибирск» дела о возмещении долгов за предоставленные услуги по вывозу мусора. В январе регоператор обратился в суд и попросил запретить кредитным учреждениям и ФССП списывать деньги со счетов компании для погашения задолженности, образовавшейся до 10 января. Суд удовлетворил ходатайство, тем самым защитив счета «Экологии-Новосибирск».

«Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмом арбитражном апелляционном суде (г. Томск) в течение десяти дней с момента вынесения», — сообщили в определении суда от 10 января.

В «Экологии-Новосибирск» заявляют, что приняли решение о начале процедуры наблюдения, чтобы отсрочить выплаты кредиторам, составить график погашения задолженности и обеспечить поэтапные расчеты.

«Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом. Судебное заседание по рассмотрению обоснованности заявления ООО „Экология-Новосибирск“ назначено на 7 февраля 2022 года», — сообщили в пресс-службе компании.

А будут ли перемены?

Пока действующий оператор добивается признания его банкротом, свои функции в регионе он исполнять не перестанет. Как заявляли в компании, у «Экологии-Новосибирск» достаточно ресурсов, чтобы выполнять функции регионального оператора и не допустить сбоев в сборе и вывозе отходов.

При этом региональные власти планируют начать процедуру расторжения договора с компанией, но она небыстрая. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть сообщал, что в случае чего МУП «Спецавтохозяйство» может заменить «Экологию-Новосибирск» и взять на себя функции по обращению с ТКО.

«Мы рассматриваем возможность такого решения на уровне субъекта: чтобы муниципальное предприятие „САХ“ взяло на себя нагрузку и ответственность по выполнению функций регионального оператора, причем по сбору и вывозу мусора не только на территории Новосибирска, но и Новосибирской области», — сказал мэр.

Стало известно, что группа компаний «ВИС», куда входит «Экология», предоставит новосибирскому региональному оператору около 700 миллионов рублей акционерных займов на улучшение работы.

«Акционерные займы, полученные от группы „ВИС“, региональный оператор направляет на поддержание бесперебойного оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, а также оплату услуг операторов по транспортированию, обработке и захоронению ТКО», — сообщили корреспонденту «ФедералПресс» в пресс-службе компании.

Вместе с тем новосибирцы регулярно жалуются на несвоевременный вывоз мусора с придомовых территорий. Сибиряки недовольны как качеством оказываемых оператором услуг, так и стоимостью тарифа. Много нареканий к оператору накопилось у новосибирских депутатов и представителей общественности. Они убеждены: если место «Экологии-Новосибирск» займет другой региональный оператор, ничего не изменится, а, возможно, станет только хуже.

«У нас один оператор, и это категорически неправильно. Монополия — во вред, конкуренция — во благо. Это классика мировой экономики, и это все прекрасно понимают. У нас здесь как минимум должно быть три оператора, возможно и ­пять. Все депутаты говорили об этом, но нас тогда никто не послушал. И вот результат. Все познается в сравнении. Изначально, когда концессию подписывали, речь шла о том, что компания построит два мусороперерабатывающих завода, потом речь шла о мусоросортировочных заводах. Где они? Захотела компания заработать деньги — пусть сначала строит завод, так должно быть. Однозначно нужно несколько операторов, и тогда можно будет сравнивать их работу и разбираться, почему, например, кто-то из них не справляется с задачами. Это сложный механизм, к которому так безответственно отнеслись власти, из-за чего мы имеем результат — бездарное подписание концессии», — считает экс-депутат Законодательного собрания Новосибирской области, который 15 лет состоял в комитете по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Олег Сметанин.

По его мнению, тариф на вывоз мусора тоже необходимо более детально и обоснованно прорабатывать.

«У нас не полигоны, а помойки. Для того чтобы они были полигонами, их нужно правильно использовать. Почему их поджигают? Потому что они ненадлежащим образом эксплуатируются. Мусор должен укладываться по определенной технологии. Его необходимо уплотнять до двухметрового слоя, каждый уплотненный двухметровый слой необходимо покрывать слоем нейтрального грунта толщиной 10−15 сантиметров, осуществлять проливку+ каждого кубометра десятью литрами воды. Трубы должны быть проведены, чтобы метан уходил, края полигона должны быть заовалены под определенным уклоном и тоже должны посыпаться грунтом. И тогда самовозгорания или поджоги на полигонах будут исключены. В тарифе на вывоз мусора у нашего оператора это все есть, а на деле ничего этого не соблюдают», — заключил Олег Сметанин.