Вопрос

Сейчас у нас проходит проверка Росприроднадзора и встал такой вопрос. Нами был разработан ПНООЛР в 2018 году и в нем имеется отход спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) ФККО 40 231 201 624. К нему относятся загрязненные костюмы, перчатки, рукавицы — список спецодежды был предоставлен при разработке ПНООЛР. На данный отход разработан паспорт, ведется учет, передается на утилизацию.

В ходе госконтроля была отобрана проба перчатки, загрязненной нефтепродуктами. И теперь РПН пытается сказать, что это другой вид отхода (перчатки из натуральных волокон, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) ФККО 40 231 203 604), на него нужно паспорт, учет, передача. И предусмотрен штраф 200 000 руб.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Хотелось бы узнать, насколько это обосновано? Ведь по факту этот вид отхода у нас учитывается в составе другого вида.

Ответ

К сожалению исходя из действующих норм природоохранного законодательства, Росприроднадзор может говорить об образовании отдельного вида отхода, т.к. нет ни каких указаний даже в новом порядке учета отходов, что делать, если отходов образуется незначительное количество или как определять и чем доказывать, что в ходе хозяйственной деятельности образуется именно смесовой вид отхода.

Соответствующая судебная практика тоже пока не попадалась на глаза, чтобы можно было бы по какому-то прецеденту выстроить защиту своих интересов.

Логика надзорного органа проста, в соответствии с п. п. 4, 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028, учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели, при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в т. ч. выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, отход ЛЮБОГО изделия м.б. классифицирован как отдельный вид отхода, особенно если он уже есть в ФККО, НИГДЕ в действующем законодательстве не прописано как именно образуются смесовые отходы и при каких условиях можно было бы не выделять отдельные виды отходов.

Выход можно попробовать найти только если удастся обосновать, что отходов именно загрязненных перчаток образуется не более 49,9999 кг в год, что при математическом округлении согласно правилам Порядка учета в области обращения с отходами, указанным в п. 10, даст на выходе ноль, но надо быть готовыми отстаивать свою позицию.

Уточнение клиента

Поняла. Дело в том, что учет мы ведем — конкретно по каждому виду спецодежды и суммируем его в конце (имеются расчеты и отчеты подразделений). И даже в ПНООЛР был сделан такой расчет, который РПН нам согласовал

Ответ

Тогда Вы прям подставляетесь этим и подтверждаете позицию РПН, особенно если по расчетам отходов перчаток более 50 кг в год образуется.

Можно, конечно попробовать настоять на том, что в Росприроднадзоре сами Вам согласовали ПНООЛР таким образом, НО это ответственность конкретного инспектора, а здесь прямое нарушение действующих норм, нельзя сказать, к сожалению, что такой аргумент 100% сработает, но попытаться можно.

При этом можно уже в суде настаивать на том, что выделение отдельного вида отхода в данном случае не целесообразно, т.к. все обезвреживается одним способом, но это уже насколько красноречиво будете к этому апеллировать.