Минприроды намерено урегулировать ситуацию со строительным мусором в стране. Ежегодно в России образуется более 70 млн тонн таких отходов, а на переработку отправляется лишь менее четверти этого объема. Сейчас обращение с мусором, который образуется при строительстве и сносе зданий, регулируется в субъектах собственными правилами. По словам экспертов, комплексно система выстроена лишь в нескольких регионах, в числе которых Москва и Подмосковье. В Минприроды готовят единые правила и требования по обращению с такими отходами, чтобы повсеместно снизить их объемы, поступающие на полигоны.

Минприроды разработало проект дорожной карты (есть у «Ъ»), в которой идет речь о судьбе отходов, образующихся в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, благоустройства, а также сноса и демонтажа зданий. Ведомство намерено снизить объем такого мусора, направляемого на полигоны, а также перейти на экономику замкнутого цикла в этой сфере.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Как пояснили в Минприроды, у региональных властей уже есть полномочия для организации деятельности со строительными отходами: «Вместе с тем анализ правоприменительной практики в сфере обращения со строительными отходами на территории субъектов РФ позволяет сделать вывод о ее неоднозначности и противоречивости».

Поэтому ведомство совместно с Минстроем разрабатывает поправки к закону «Об отходах», который, в частности, установит, какой именно мусор относится к строительному.

Министерства намерены разработать правила и требования по обращению с такими отходами, «которые будут обеспечивать экологическую безопасность при размещении и утилизации твердых отходов».

«Ъ» направил запрос в Минстрой на прошлой неделе, однако так и не получил ответ.

По данным Росприроднадзора, в 2020 году в стране было образовано 71,3 млн тонн таких отходов. Однако на переработку было отправлено только 22% из них (15,5 млн тонн). В Европе стояла задача по переработке 70% строительного мусора (без учета опасных отходов) к 2020 году, но там достигли уже 90% в 2018 году, говорит в связи с этим гендиректор публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК РЭО; отвечает за разработку и реализацию «мусорной» госполитики) Денис Буцаев. Он подчеркивает, что сейчас в России нет комплексного законодательного регулирования отношений по обращению с отходами строительства и сноса, а также мер экономического стимулирования раздельного сбора и накопления такого мусора. «Среди административных барьеров можно назвать отсутствие единого подхода к мониторингу всех этапов формирования и утилизации строительного мусора, — говорит Денис Буцаев.— У муниципальных органов и компаний-переработчиков нет полной информации о демонтируемых объектах. Также у нас низкий уровень контроля за образованием, транспортировкой и размещением строительного мусора».

Гендиректор ППК РЭО обратил внимание, что работа по вовлечению вторичных материальных ресурсов и вторсырья в отрасль строительства и ЖКХ предусмотрена в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла»: «Предполагается, что к 2024 году индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики вырастет до 10%. Для сравнения: сейчас он не превышает 1%».

В проекте дорожной карты Минприроды также говорится о внесении изменений в законодательство: проектную документацию предлагается дополнить описанием решений по вывозу и утилизации отходов, а также по раздельному накоплению отходов сноса и демонтажа на строительной площадке.

«Если пятиэтажку разобрать, то мы получим большое количество пригодных для переработки и повторного использования материалов, — говорит Николай Нещадимов из Ассоциации специалистов в области переработки отходов строительства и сноса.— А если мы просто снесем ее экскаватором, то это будет большая и непригодная к дальнейшей переработке куча мусора. Естественно, подрядчикам выгоднее сломать и вывезти на полигон, а не разобрать, потому что иное не предусмотрено в документах и смете». В Градостроительном кодексе РФ и постановлении правительства РФ № 87 (регламентирует требования к содержанию проектной документации на строительство, реконструкцию или снос зданий), а следовательно, и в сметных расчетах не говорится про раздельный сбор строительных отходов и их транспортировку на специализированные объекты для переработки, уточняет он. По словам господина Нещадимова, сметы демонтажа обычно не учитывают реальное расстояние, на которое потребуется вывезти строительные отходы и мусор: «В итоге появляются стихийные навалы мусора возле дорог и в лесах. Можно сетовать на водителя, но грузовик остановится и вывалит отходы там, где закончится топливо, заправленное согласно утвержденной дальности перевозки».

Гендиректор ГК «Гео Девелопмент» Максим Лещев пояснил «Ъ», что сейчас застройщики заключают договоры о вывозе мусора с компаниями-подрядчиками, но контролировать качество их работ не могут. Природоохранная прокуратура, которая противодействует несанкционированным свалкам, по его словам, также не может уследить за «каждым КамАЗом», отъезжающим со стройплощадки. Господин Лещев оценивает ситуацию со строительным мусором как близкую к катастрофической.

Господин Нещадимов отмечает, что сейчас система обращения со строительным мусором «более или менее выстроена, хоть и требует доработок и тонких настроек» лишь в Москве и области, в то время как остальные регионы только подступают к решению этой проблемы.

В Подмосковье в 2020 году ликвидировали почти 5 тыс. стихийных свалок, большую часть из которых составлял именно строительный мусор, рассказал «Ъ» министр экологии и природопользования региона Тихон Фирсов. «По объему и морфологии отходов понятно, что их создали не граждане, делающие ремонт, а недобросовестные возчики, предлагающие услуги по вывозу отходов строительства или ремонта, — пояснил он.— До недавнего времени все это никак и никем не контролировалось». Однако с 2021 года в Московской области запустили новые правила для строительных отходов: для всех участников процесса (отходопроизводителей, включая управляющие компании, транспортировщиков и переработчиков) определили требования по обращению с такими отходами. В регионе создана информационная система, в которой регистрируются транспортные средства, перевозящие строительные отходы, что позволяет проследить их путь до точки переработки. «С июня 2021 года за перемещение строительных отходов без электронного талона предусмотрен штраф на граждан в размере до 5 тыс. руб., для ИП — до 40 тыс. руб., для юридических лиц — до 250 тыс. руб., — говорит господин Фирсов.— Однако мы дали возчикам отсрочку до 1 сентября, чтобы рынок смог адаптироваться к новым условиям».

Правительство Москвы в рамках программы реновации использует технологию так называемого умного сноса, которая основана на принципах экологичности, максимальной переработке мусора и повторном использовании отходов. С момента старта программы реновации, рассказали «Ъ» в столичном департаменте строительства, снесены 83 жилых дома, объем отходов составил 650 тыс. тонн. До конца года этот показатель достигнет порядка 130−140 домов в зависимости от темпов переселения. Инициативу установления единых правил обращения со стройотходами в мэрии не прокомментировали.

В строительных компаниях Sminex, ГК А101, ФСК «Лидер» и Lexion Development от комментариев отказались.