Схема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) действует на всей территории России, за исключением ряда случаев, в которых на новую систему обращения с ТКО перешли частично, при этом видно, что мусорная отрасль стабильно развивается и будет развиваться.

Какие меры предложат для увеличения объемов переработки текстиля, пластиковой посуды, какие субсидии представляют региональным операторам рассказал заместитель министра природных ресурсов и экологии Дмитрий Тетенькин.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

— В чем заключаются основные трудности региональных операторов по обращению с ТКО, каковы характерные для всех сложности?

— Сегодня деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории России ведут 177 региональных операторов в 287 зонах, состояние регоператоров стабильное, каких-либо критических рисков приостановки деятельности не видим. Практически все регионы перешли на новую систему обращения с отходами, ряд регионов эту работу завершают.

Реформа в области обращения с ТКО в России проходит более быстрыми темпами. Если проводить сравнение с Европой, где этот вопрос решается уже больше 30 лет и еще не до конца решен, то мы идем быстрее.

В начале реформы мощностей по переработке в стране почти не было, весь мусор везли на полигоны. Нужно было создать соответствующую инфраструктуру. В первую очередь особое внимание было направлено на создание объектов обработки. Источником финансирования для их создания в настоящее время являются средства федерального и региональных бюджетов, экосбора, часть тарифной составляющей. Что касается объектов утилизации, в рамках государственной политики, нашедшей отражение в положении 89 федерального закона — мощности по утилизации должны появляться за счет производителей и импортеров товаров и упаковки. А значит, источником является экосбор.

Дополнительно, для инвесторов в области обработки, утилизации отходов уже предусмотрены возмездные меры поддержки ППК «Российский экологический оператор» (РЭО).

Комплекс этих мер уже дал результаты. По данным Росстата, по итогам 2021 года, отрасль обращения с отходами выросла на 35% и стала самой быстрорастущей.

Одновременно с этим, по мнению регионов, для опережающего строительства инфраструктуры на территориях, им необходима прямая субсидия из федерального бюджета. И в этом направлении мы уже работаем, на сегодня уже разрабатывается инициатива прямой государственной безвозмездной поддержки субъектам России на строительство инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

— По данным Росстата, российская мусорная отрасль за последние три года выросла на 56%, что связано с резким ростом объема утилизации отходов. Какие госпрограммы направлены на снижение образования отходов и их вторичную переработку?

— Вы абсолютно правы. Это хорошая динамика. Основной инструмент в реализации мусорной реформы -- это нацпроект «Экология» и входящий в него федеральный проект обращения с ТКО.

Указом президента перед нами поставлена задача к 2030 году достичь стопроцентной обработки ТКО и снизить захоронения вдвое. Учитывая, что ежегодный средний объем образования отходов в стране составляет около 60 млн т, значит предстоит обрабатывать все 60 млн, и не более 30 млн из них направлять на захоронение.

Одним из важных инструментов в снижении образования отходов и направления их на переработку является механизм расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП). С 2021 года мы ведем большую работу в части нормативно-правовой базы по совершенствованию этого механизма, которая охватывает все направления: администрирование, ответственность производителей и импортеров, совершенствование направлений расходование средств экологического сбора. Основополагающий документ — проект федерального закона внесен в правительство России в декабре 2021 года, остальные нормативные правовые акты согласовываем с федеральными органами власти. Реформирование системы планируем завершить в 2022 году.

— Какой этап реформирования отрасли ТКО самый сложный?

— Этапы реформирования отрасли реализуются на основе принципов, заложенных в 89 федеральном законе. Все они продуманы и реальны. Как мы уже говорили, один из наиболее важных вопросов — определение источников финансирования создания инфраструктуры.

Одно из ключевых решений — государством определен механизм, который стал основой деятельности региональных операторов. Была установлена честная, экономически обоснованная цена за услугу вывоза и обработки ТКО. Создан федеральный оператор РЭО, реализующий задачу, которой раньше в стране не существовало. В результате совместной работы субъектов России и ППК РЭО появились территориальные схемы и федеральная схема обращения с отходами. Теперь мы четко понимаем — где и как образовываются, собираются, обрабатываются и размещаются отходы. А также, понимаем, какая работа должна быть проделана для выполнения указа президента. Мы четко понимаем, что создавать, где, и сколько это стоит.

Кроме того, разработаны российские технологии по обработке, утилизации отходов, такое оборудование уже производится в России. Осталось только построить мощности и, как мы видим по статистике, эта работа выполняется.

— Представители экологических операторов считают, что из большой части отходов можно сделать топливо — RDF, но для него надо будет параллельно создавать рынки сбыта. Какие государственные инициативы готовятся для организации производства RDF и его продажи?

— Технологически на конвейере сортировочного завода из мусора отбирается пока, с учетом действующих технологий, максимум 10−20% полезных фракций, вопрос, что делаем с оставшимся отходами. Один из путей решения этой задачи — это компостирование, то есть, отбор из мусора органики для дальнейшей переработки в другой полезный продукт, например, компост. За счет компостирования снижается процент отходов, которые идут на захоронение.

Далее снизить объем захоронения позволит производство RDF-топлива. Ведь почти все ТКО горят. RDF — это твердое топливо, но надо понимать, куда его реализовать. Рынок сбыта такого топлива можно создать, например, простимулировав бизнес потреблять RDF-топливо.

Но строить предприятия по производству RDF нужно рядом с производствами, которые будут его потреблять, а сами предприятия под это топливо должны модернизировать свое оборудование.

— Насколько этот вид топлива отвечает экологическим требованиям?

— Любой товар при производстве проходит сертификацию и лицензирование. За это отвечает Минпромторг, Роспотребназдор, Росприроднадзор. Любое производство, в том числе этого топлива, подлежит сертификации, в том числе государственной экологической экспертизе. Это определено законодательством.

— Известно, что значительная часть от общего объема мусора на полигонах составляет текстиль. В отличие от пластиковых отходов, которые в свое время производились из 14 видов сырья, видов сырья для текстиля намного больше. Будет ли текстиль в РОП? Как государство будете предотвращать появление текстиля на свалках? Как сделать так, чтобы больше текстиля передавали в магазины second hand и что делать для его переработки? Есть ли какие-то идеи у государства?

— Вопрос текстиля как отхода крайне важен. Эти отходы опасны для природы и для человека: срок разложения текстиля 50−150 лет, в процессе выделяются агрессивные химические вещества, в том числе углекислый газ, к тому же текстиль является источником микропластика.

Этим вопросом мы плотно занимаемся. Ряд текстильных товаров включены в РОП, например, нательное и постельное белье. На согласовании находится новый, расширенный список, в который вошли 98% видов текстиля. С 2023 года мы предлагаем дополнить перечень РОП новыми товарами из текстиля, и ежегодно повышать норматив утилизации не менее, чем на 10% в год, к 2025 году он должен составлять 40%, а к 2031 году производителям и импортерам нужно будет утилизировать 100% отходов из текстиля.

— Услуга «кофе на вынос» очень популярна, количества используемых пластиковых стаканчиков никто не знает. Попадая в мусорный бак, целлюлоза стакана пропитывается отходами и не подлежит переработке. Решить эту проблему можно было бы, если обязать предприятия фастфуда сортировать отходы до их попадания на полигон. Однако они не будут этого делать, в законе нет прямого указания. Есть ли у вас данные, сколько бумажной посуды перерабатывается, а сколько идет на полигон? Какие законодательные инициативы готовятся для того, чтобы обязать точки фастфуда сортировать отходы?

— Сортировка отходов в этом случае точно не абсолютный выход из ситуации, даже если обязать всех делать это законодательно: исполнение такого закона будет очень сложно контролировать, ведь на каждую точку общепита не поставишь по сотруднику Росприроднадзора, тут нужен будет штат из десятков тысяч человек. Точку фастфуда сложно заставить сортировать бумажные стаканчики: они продали кофе на вынос, но проконтролировать, чтобы покупатель положил его в контейнер для раздельного сбора отходов, они не могут. Это должен сделать сам покупатель.

Эти стаканчики — тоже товар, и нести за него ответственность по действующему законодательству должны его производитель или импортер. Бумажные стаканчики уже включены в РОП, но установленный норматив утилизации пока составляет всего 20%. Мы предлагаем его увеличивать ежегодно на 10%, чтобы в итоге он составлял 100%. Иными словами, производители и импортеры должны будут утилизировать весь объем отходов.

Но мне кажется, в вашем вопросе скрыт еще более важный — вопрос экологической ответственности каждого, вопрос экопросвещения. Дело ведь не просто в том, чтобы граждане донесли бумажный стакан до урны с надписью «картон». Дело не в стаканчике, а в сознании, что стаканчик не может оказаться в итоге где-либо кроме урны. А еще лучше — контейнере для раздельного накопления отходов.

В России сегодня реализуется огромное количество различных образовательных экологических программ. Начиная от уроков в школах о том, как правильно сортировать мусор, что делать с электронными отходами и отработавшим оборудованием, заканчивая всероссийским молодежным экологическим форумом и грантовой поддержкой экоинициатив. И я считаю экологическое образование — это основа, которая приведет в итоге к ответственному отношению граждан к окружающей среде.

Дополнительно, хочу отметить, что практически во всех субъектах России приняты программы раздельного сбора, накопления, обработки ТКО. Наши коллеги сделали уже многое для раздельного накопления отходов. В дополнение к их усилиям в 2021 году мы распределили 1 млрд руб. между субъектами России на установку контейнеров для раздельного сбора мусора. Всего было закуплено и установлено 63 тыс. контейнеров. Работа в этом направлении будет продолжаться.

— В ближайшие годы предполагается законодательно запретить использование пластиковой посуды. Считается, что ее трудно перерабатывать, потому что ее производят из нескольких видов материалов — пластика, бумаги, воска и т. д. Не выгоднее ли оставить пластиковую посуду в обороте и производить ее из одного материала? Выступали ли вы с этой инициативой? И почему ее не поддержали?

— Когда задают вопрос, а что мы будем делать, если вдруг запретят пакеты в магазинах или другую упаковку, я всегда задаю встречный вопрос: а разве в Советском Союзе это было проблемой? Зачем, к примеру, сейчас овощи упаковывают на отдельную подложку и еще пленкой заматывают? Какая в этом критическая необходимость? Почему крупы не упаковывать в бумажную упаковку, а именно в пленку. Разве нам сложно ходить в магазин с многоразовой сумкой, весом меньше 100 грамм, а не покупать бесконечное количество пакетов?

Надо уходить от использования одноразовых вещей, пластиковые прибор, тарелки, кружки есть и многоразовые, они не из тонкого, а толстого пластика, поэтому их можно использовать неоднократно. Мы, покупая одноразовые вещи, не думаем, как это все вредит окружающей среде.

Но мы продолжаем придерживаться идеи о том, что ограничение оборота каких-либо товаров из-за сложности их переработки должно происходить, но происходить одновременно с заменой на альтернативы. В июне 2021 года мы направили в Минпромторг предложения из 28 позиций для их запрета. В перечень вошли многослойная упаковка, пластиковые стаканчики, тонкие полиэтиленовые пакеты, контейнеры и лотки, например, из полистирола, ватные палочки и другие виды товаров и упаковки.