Новые технологии, в том числе альтернативные и прикладные, могут существенно повысить эффективность переработки ТКО. Эксперт и технолог по переработке комплексного отходов и уничтожения мусорных полигонов Ибрагим Номозов считает одним из принципиально важных отраслевых решений использование пиролизных котлов. С помощью этой технологии можно спокойно перерабатывать мусор с полигонов, в том числе даже органические и биологические отходы.
Генеральный директор компании Nevlabs Александр Неволин считает важным использование качественного оборудования оптической сортировки. «До последних лет такие устройства были представлены только иностранными компаниями и стоили достаточно дорого. Мы начали производство собственных сортировщиков, которые работают уже по принципу искусственного интеллекта. Это позволяет делать сортировку более качественной. При этом оборудование доступно по стоимости. Теперь, когда у нас локализовано производство таких сортировщиков, их можно поставить столько, сколько нужно», — отмечает он.
«Гигантской проблемой является переработка фильтрата. После разложения органики фильтрат полигонов вместе с тяжелыми металлами, вместе с микропластиками уходит в водоносные горизонты. Россия — гигантская по климатическому разбросу страна, необходимо привлекать региональные научные институты для мониторинга антропогенной проблематики, адаптации технологий, активного внедрения биотехнологий, включая микробиологические разработки в отрасль работы с отходами. Ведь энергетика микробов — бесплатная и самая высокоэффективная. Но малобюджетные технологии у высокоэффективных менеджеров не в почете», — резюмирует генеральный директор НЭП «Внедрение микробных технологий» Дмитрий Сердюков.
Основная проблема состоит в том, что сегодня у нас основное внимание уделяется именно обработке отходов, продолжает тему технологических решений директор по корпоративным отношениям компании «Холсим» Виталий Богаченко. После обработки и извлечения всех полезных фракций остатки («хвосты») нужно утилизировать, а мощностей для этого в стране явно не хватает. «Самый эффективный способ утилизации „хвостов“, то есть остатков после сортировки ТКО, — отправка их на цементные заводы, где они будут использованы в качестве альтернативного топлива. Это технология безотходной утилизации, так как небезопасный зольный остаток сразу в печи вступает в химическую реакцию с сырьевой смесью и превращается в клинкер — полупродукт для производства цемента. Применение „хвостов“ с содержанием органики — один из основных способов снижения выбросов СО2 на цементном производстве, а использование альтернативного топлива помогает экономить природные невозобновляемые ресурсы».
Генеральный директор компании «Губкин Инновации» Евгений Пичугин отмечает, что альтернативы мусоросжиганию в нашей стране пока не нашли, хотя на Западе уходят от мусоросжигания и в область переработки ТКО внедряют тенденции ClimateTech и CleanTech. «Мы разработали технологические решения, основанные на экологически безопасной утилизации отходов. Компания готова реализовать проект мусоросортировочных заводов нулевого цикла, которые с помощью экологически безопасной технологии водородного инвертора позволяют безопасным способом переработать ТКО во вторничное сырье и неперерабатываемые „хвосты“», — добавил предприниматель.
Важно понимать, обращает внимание сооснователь и СЕО Biomicrogels Group, генеральный директор НПО «БиоМикроГели» Андрей Елагин, что ТКО — это лишь звено в общей массе отходов, которые представляют угрозу для окружающей среды и здоровья человека.9 0% от общего числа отходов составляют именно отходы промышленного производства. «С учетом современных тенденций по защите окружающей среды и здоровья человека, снижению выбросов парниковых газов и планируемом введении налога на углеродный след промышленным предприятиям уже сейчас необходимо задумываться о внедрении более совершенных и экологичных решений для очистки промышленных стоков, утилизации и переработки СОЖ. Так, например, наша технология, сырьем для которой служат отходы и вторичные продукты сельскохозяйственной переработки, позволяет снизить выбросы CO2: производственный процесс является CO2-нейтральным, а способ применения и не требует нагрева и высоких энергозатрат», — сообщил он.
Ставка на РОП
По словам генерального директора компании «Втор-Пласт» Александра Свидовского, чтобы построить что-то действительно высокотехнологичное и добиться высоких уровней переработки, необходимо нести большие капексы и опексы. Опыт европейских стран это уже многократно подтвердил. Значительная часть этих опексов и капексов, несомненно, покрывается доходами от продажи вторичных ресурсов, но не полностью. И поэтому очень важен механизм расширенной ответственности производителя. Если в перечень товаров, подлежащих обязательной утилизации будут включены низколиквидные виды отходов, например, тетрапак или текстильные отходы, то сортировочные станции или переработчики будут заинтересованы в работе с ними, получая долю от РОП. Таким образом, не повышая тарифы для населения и для бизнеса, сортировочные и перерабатывающие предприятия станут более ликвидными.
Как отмечает директор по стратегическому развитию группы «Кнауф СНГ» Торстен Шуберт, уровень переработки отходов и, в частности, макулатуры в России значительно ниже, чем в зарубежных странах. Такие низкие показатели обусловлены отсутствием единой системы переработки отходов и национальной культуры утилизации. «На российских предприятиях „Кнауфа“ макулатура, в числе других отходов, сортируется и сдается на переработку. Например, гипсокартонный лист — основной продукт нашей международной группы — делается из двух важнейших компонентов: природного гипса и облицовочного картона, который, в свою очередь, получают из макулатуры. Для системы сбора макулатуры в России я вижу хорошие перспективы. Просто должно быть значительно дешевле перерабатывать макулатуру, чем выбрасывать ее на свалку с другим мусором. Это ценообразование должно регулировать государство», — резюмирует бизнесмен.