ЗАО «Птицефабрика «Пышминская» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным приказа Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отказе в утверждении НООЛР.

По мнению Управления:

- Реклама -
Подписка — внутри поста
  1. «куриный помет» и «ил отработанный» являются отходами производства;
  2. Обществом не представлено документов, подтверждающих отнесение «куриного помета» и «ила отработанного» к продукции (удобрениям);
  3. в процессе перепревания «куриного помета» происходит его обезвреживание (снижение класса опасности), следовательно, необходима лицензия на обезвреживание отходов;
  4. на «ил отработанный» Обществом утвержден паспорт отходов, но в качестве отхода в проекте НООЛР он не указан.

Судами установлено, что согласно ФККО, в тип «отходы разведения сельскохозяйственной птицы» (1 12 700 00 00 0) включены отходы «помет куриный свежий» III класса опасности (1 12 711 01 33 3) и «помет куриный перепревший» IV класса опасности (1 12 711 02 29 4); в тип «осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту» включен отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (7 22 200 01 39 4) IV класса опасности.

Пункт 3.16 ГОСТ 30 772–2001[12] определяет побочный продукт как дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции; согласно примечанию к указанному пункту побочный продукт не является отходом.

С учетом изложенного, а также разъяснений Минсельхоза и Минприроды[13], суды указали, что включение «куриного помета» и «ила отработанного» в ФККО само по себе не является достаточным основанием для признания их таковым.

Кроме того, из материалов дела следует, что спорные отходы, образующиеся ходе производственной деятельности Общества, используются непосредственно на территории Общества (куриный помет — как органическое удобрение, ил — в производственной деятельности, в том числе для отсыпки дорог), в соответствии с Рабочей инструкцией.

Использование спорных отходов непосредственно на предприятии в силу прямого указания п. 5 Порядка № 50[14] освобождает Общество от включения их в лимиты на размещение отходов.

На основании изложенного, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае процессы преобразования продуктов жизнедеятельности кур в удобрение и получения илового осадка не носят характер самостоятельных видов деятельности, не являются ни обработкой, ни обезвреживанием, ни утилизацией отходов в смысле, придаваемом этим понятиям ст. 1 Закона № 89-ФЗ, а представляют собой один из циклов производственных процессов.

Требования Общества удовлетворены.

Постановление АС ЗСО от 22.03.2022 по делу № А70−6325/2021

Документы