Накануне Дня эколога, который отмечается 5 июня, специалисты первого «Спецтранса» рассказали о своей работе и о том, как организован экологический контроль на производственных площадках компании. Если кратко — здесь регулярно следят за качеством окружающей среды: выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, характеристиками сопредельных водных сред, уровнем шума и радиационным фоном всех поступающих отходов.

Сегодня в фокусе общественности не только контейнерные площадки, но и большие производственные объекты. У первого «Спецтранса» их четыре, а самый крупный и современный — это мусорообрабатывающий комплекс «Обухово». На его примере разберем, как происходит производственный контроль объектов обработки ТКО и из чего он состоит.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Контроль поступающих ТКО и продуктов утилизации

Визуальный, документарный, радиационный и весовой контроль проходят все поступающие на предприятие отходы. После проверки они выгружаются в зону приемки и проходят через измельчитель, который также выполняет функцию разрывателя пакетов.

Магнитный сепаратор отбирает из потока черный металл, затем отходы просеиваются через трехкаскадное динамическое сито. Так отделяется органическая фракция, которая затем отправляется на компостирование. В результате получается готовый продукт — техногрунт рекультивационный, который используют для пересыпки на полигоне.

Оставшиеся отходы проходят через воздушный сепаратор, который по баллистическому принципу делит поток на тяжелую, среднюю и легкую фракции. Отсюда уже отбираются полезные — те, что можно переработать: пластик, макулатуру, алюминий, тетрапак. Остальное идет либо в «хвосты», либо в основу для SRF-топлива (альтернативное топливо из отходов).

Производство топлива тоже не обходится без экологического контроля — из измельченных отходов извлекаются металлы и вредные примеси (в том числе хлорсодержащие полимеры, применение которых недопустимо в высокотемпературных технологических процессах).

Контроль выбросов в атмосферу

Одна из главных задач эколога на заводе по обработке ТКО — вести учет выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Диоксид азота, взвешенные вещества, углеродсодержащий аэрозоль (сажа) — эти вещества составляют основу выбросов подобных предприятий. Непосредственно на площадке ежегодно проводится отбор проб на организованных источниках выбросов (вентиляционные трубы цехов). Намного чаще ведется контроль этих выбросов в пределах санитарно-защитной зоны — не менее 50 раз в год. Экологи признаются, что по факту получается делать это каждые 3 дня, поскольку замеры сильно зависят от направления ветра, что особенно важно для жителей ближайшей жилой застройки.

В случае с «Обухово» размер санитарно-защитной зоны составляет 340 м от границы предприятия. Ближайшая жилая застройка располагается на расстоянии более 800 метров от производственной площадки. Отбор проб производят в двух точках — на северной и южной границах санитарно-защитной зоны. Для измерений привлекают независимые специализированные лаборатории. Их задача — убедиться, что создаваемая выбросами предприятия концентрация загрязняющих веществ соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам.

Особенность комплекса «Обухово» в том, что он окружен другими объектами, которые создают достаточно высокие фоновые концентрации загрязняющих веществ на территории, где располагается комплекс, — это КАД, железная дорога и другие промышленные предприятия. Даже с учетом этих факторов превышение установленных нормативов качества атмосферного воздуха ни разу не было зафиксировано.

Шум бывает важнее выбросов

В «Обухово» каждые полгода измеряется и уровень шума. Создаваемое шумовое воздействие может распространяться обширнее, чем выбросы, поэтому для некоторых предприятий именно шум является лимитирующим фактором для определения границ санитарно-защитной зоны.

Здесь важно отметить, что нормативные значения СЗЗ, который устанавливает СанПин для предприятий по обращению с отходами — 1000 м — ориентировочные. В 90 процентах случаев размер санитарно-защитной зоны определяется индивидуально для каждого предприятия в зависимости от технологических особенностей и окружающей застройки. Учитываются и факторы, характерные для предприятия — уровень шума, электромагнитного воздействия и концентрация загрязняющих веществ.

Работа эколога as usual

Помимо специфических аспектов контроля экологи следят и за типичными для любого предприятия показателями. Например, уборка территории и вывоз отходов, которые образуются в процессе работы. Накопление их должно производиться в определенных местах, учитывается защита от ветра и атмосферных осадков, контейнеры должны быть герметичными, чтобы не допустить пролива. Важно соблюдать контроль сроков вывоза и передавать отходы специализированным лицензированным организациям для конечного обращения. Отдельно отбираются и опасные отходы 1−2 класса, и согласно Федеральному закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нужно сдавать их Федеральному оператору по обращению с отходами.

Еще одна задача эколога — работа с образователями отходов. Важно убедиться, что ТКО, КГО или строительные отходы, которые «Спецтранс» по лицензии может вывозить, действительно соответствуют заявленному классу опасности. Когда водитель приезжает на объект сортировки или размещения, он должен показать паспорт отходов или протокол биотестирования на отходы 5 класса, которые передает ему образователь отходов (заказчик услуг вывоза).

Следят экологи «Спецтранса» и за территорией автопарка, который обслуживает 400 единиц специализированной техники. Здесь образуются отходы от обслуживания и ремонта автотранспорта — покрышки, отработанные масла, фильтры, ветошь, металлолом. Их компания сдает лицензированным организациям в зависимости от типа отходов. Кроме того, в автопарке ведется контроль работы пыле-газоочистных установок.

Эко-образование

Отдельное направление работы эколога на предприятиях сферы обращения с отходами — это обучение. Все сотрудники, работающие с ТКО, в соответствии со статьей 15 ФЗ 89, обязаны проходить профессиональную подготовку. В первом «Спецтрансе» для этого даже создано специальное подразделение — Центр дополнительного профессионального образования. Компания имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности и может обучать и свой персонал, и представителей других организаций.

Справка

АО «Автопарк № 1 «Спецтранс» c 1936 года работает в сфере обращения с отходами и занимает лидирующие позиции на рынке Санкт-Петербурга. Компания обслуживает 10 районов города и вывозит до 1 млн тонн ТКО ежегодно.

Производственная база предприятия включает в себя 400 единиц спецтехники, 4 завода по обработке и утилизации отходов глубиной переработки 75%, сеть станций перегруза, современный лицензированный полигон «Новый свет — ЭКО», завод по производству спецоборудования «Механический завод «Спецтранс». Коллектив «Автопарк № 1 «Спецтранс» — это более 1800 профессиональных сотрудников.

Сайт компании: multioperator.ru

Telegram-канал: t.me/SpetsTrans1