Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 6 февраля 2022 года по делу № А45−32 328/2021

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений, выразившихся в отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), а также лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (далее — Лицензия).

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.

Фабула дела:

В результате проведенной проверки деятельности Общества, Административным органом выявлены нарушения действующего законодательства:

  • у Общества отсутствует ПНООЛР на отход «помет птичий свежий» (код по ФККО 1 12 711 01 33 3);
  • Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по транспортированию, обезвреживанию и утилизации отходов без соответствующей Лицензии.

По результатам проверки Обществу вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.

Не согласившись с требованиями Административного органа, Общество обратилось в суд.

Общество полагает, что использование образовавшегося помета для собственных нужд в качестве удобрений исключает требование о получении Лицензии.

Правовое обоснование:

1.Согласно Внутреннему технологическому регламенту Общества на использование помета куриного для удобрения земель сельхозназначения общества, в процессе производственной деятельности Общества куриный помет ежедневно удаляется из клеток, в которых содержится птица, в бетонный пометосборник. Помет куриный удаляется сухим способом с использованием специальной техники. Помет вывозится на специальную площадку, расположенную на собственных землях сельхозназначения, для дозревания. Дозревание помета происходит на открытой площадке, соответствующей требованиям ГОСТ 31 461 «Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия».

Общество приводит суду довод о том, что оно не осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности.

Деятельность по обеззараживанию куриного помета в рамках технологического процесса при содержании и разведении птицы лицензированию не подлежит и не требует установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

2.Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — Минприроды России) от 08 декабря 2020 г. № 1029 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Порядок).

В пункте 4 Порядка предусмотрено, что в лимиты на размещение отходов не включаются: масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания.

В результате указанной деятельности Общества образуется сырье, которое соответствует требованиям ГОСТ 31 461 «Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия»: сырье для производства органических удобрений: помет птичий с подстилкой (с действующим сертификатом соответствия).

Таким образом, суд пришел к выводу, что объемы помета куриного используются Обществом для дальнейшего изготовления органических удобрений, что в силу пункта 4 Порядка освобождает его от включения их в лимиты на размещение отходов.

3.Суд обращает внимание, что Общество не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации помета, прибыли от такой деятельности не получает. Доказательств осуществления обществом приема органических отходов от иных лиц в целях дальнейшей переработки за соответствующую плату или реализации образующихся отходов сторонним организациям не имеется. Жидкая и твердая фракции помета является побочным продукт основного производства без последующей его реализации сторонним лицам.

При этом в письме Минприроды России от 05 мая 2016 № 04−12−27/9376 указано, что в случае отнесения в соответствии с законодательством помета, который образуется в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) его использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, не распространяются.

Резюме суда:
В случае использования помета в качестве сырья для производства органических удобрений требования законодательства в области обращения с отходами в части разработки ПНООЛР, а также получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления на предприятие не распространяются.
При этом, требование о включении помета в ПНООЛР неправомерно.

Документы