ООО «Горняк-1» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными и отмене предписания Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении нарушений, выразившихся в отсутствии лицензии на деятельность по размещению отходов IV класса опасности; нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР); паспорта на отход IV класса опасности; невнесении платы за размещение отходов IV класса опасности.

Общество указало, что участок открытых горных работ «Графский» имеет статус горного отвода и не является объектом размещения отходов; на данном участке не осуществляется деятельность по размещению отходов IV класса опасности, отходы IV класса опасности не образуются.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Суды доводы Общества отклонили, приняв в качестве доказательств IV класса опасности отходов результаты исследования проб горных пород, отобранных в ходе проверки.

Посчитав, что вменяемые Обществу нарушения доказаны, суды в удовлетворении требований отказали.

Постановление АС ДВО от 03.03.2022 по делу № А59−1486/2020

Комментарий:

Нормативными актами предусмотрен определенный порядок подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности[8], при этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов[9] (ФККО) не требуется (ст. 14 Закона № 89-ФЗ[10]).

Отход «Вскрышные породы…» включен в ФККО: блок 2, «Отходы добычи полезных ископаемых», включает 14 видов отходов V класса опасности.

В этом случае, Приказом Минприроды № 1027 предусмотрен следующий порядок действий: 1) сопоставление классификационных признаков спорного отхода (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах; 2) если путем сопоставления классификационных признаков определено, что отход не включен в ФККО, то класс опасности данного отхода определяется на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (утв. Приказом Минприроды от 04.12.2014 № 536).

При этом, согласно п.п. 14, 15 Приказа Минприроды № 1027, заключение о подтверждении отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности дает ФГБУ «ФЦАО».

Следовательно, уполномоченный орган, при проведении проверки должен был совершить действия, предписанные Приказом Минприроды № 1027, или выдать предприятию предписание, обязывающее его осуществить соответствующие действия.

Только после подтверждения в соответствии с требованиями Приказа Минприроды № 1027 отнесения спорного отхода к IV классу опасности возникнут правовые основания для выдачи предписания о внесении платы за НВОС, оформлении паспорта отхода, утверждении НООЛР и оформлении лицензии, если соответствующие обязанности не буду исполнены предприятием.

Кроме того, согласно п. 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение[11], в лимиты на размещение отходов не включаются масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок. Из содержания судебных актов не понятно, был ли проанализирован проект на отработку месторождения угля на предмет наличия соответствующих положений.

Документы