Netted bins full of discarded electronics waste waiting to be transported to the recycle plant for further processing. Blue containers in background.
 

Проект приказа подготовлен Минприроды.

Проект конкретизирует требования по подготовке электронного и электрического оборудования к утилизации и устанавливает долю фактически утилизированных отходов этой группы на уровне не менее 85%. При этом особое внимание уделяется операциям, направленным на обеспечение извлечения драгметаллов из печатных плат, среднее содержание которых, согласно ИТС 1515—2021, в зависимости от металла, колеблется от 5 до 1000 г на тонну. Проект приказа также регламентирует процесс утилизации отработавшего ресурс холодильного оборудования: акцент, в частности, делается на рекуперации холодильного агента.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Как заявляют разработчики в пояснительной записке, утилизация отходов электронного и электрического оборудования, содержащих озоноразрушающие вещества, входит в число обязательств, взятых на себя Россией в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающих озоновый слой. Поэтому издание приказа «позволит снизить потенциальный вред от попадания фреонов и иных веществ, разрушающих озоновый слой, в окружающую среду».

Также в проекте конкретизированы требования к лицам-утилизаторам: например, для осуществления своей деятельности им потребуется иметь в уставных документах соответствующую запись в соответствии с ОКВЭД-2. Кроме того, при осуществлении деятельности по обращению с группами однородных отходов необходимо будет осуществлять фото- и видеофиксацию весового контроля таких отходов и не менее полугода хранить соответствующие данные в электронном виде.

Вместе с тем проект приказа содержит требования, исполнение которых на практике может вызвать сложности. Например, как нужно вести фото- и видеофиксацию взвешивания отходов? В каких случаях достаточно только фотофиксации, а в каких потребуется видео? Не понятно, как поднадзорное лицо должно правильно исполнить это требования.

С другой стороны, вызывает сомнение необходимость подробной регламентации деятельности и технологических операций в Требованиях, многие из которых будет сложно исполнить на практике и не менее сложно проверить инспектору. Так, явно избыточными представляются требования по обязательному разделению отходов электронного и электрического оборудования сначала по типам, а потом по элементам, по извлечению опасных компонентов, обязательному удалению кабелей и первичному измельчению.

Очевидно, лица, которые профессионально занимаются такой деятельностью, лучше знают, какие действия им нужно совершить и в какой совокупности и последовательности. Поэтому чиновникам Минприроды не следует забывать: Требования при обращении с однородными отходами направлены в первую очередь на регулирование общественных отношений в целях охраны окружающей среды. А регламентация производственных процессов, требования к конкретным технологиям и оборудованию — это область технического регулирования.