Проект приказа подготовлен Минприроды.

Проект конкретизирует требования по подготовке электронного и электрического оборудования к утилизации и устанавливает долю фактически утилизированных отходов этой группы на уровне не менее 85%. При этом особое внимание уделяется операциям, направленным на обеспечение извлечения драгметаллов из печатных плат, среднее содержание которых, согласно ИТС 1515—2021, в зависимости от металла, колеблется от 5 до 1000 г на тонну. Проект приказа также регламентирует процесс утилизации отработавшего ресурс холодильного оборудования: акцент, в частности, делается на рекуперации холодильного агента.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Как заявляют разработчики в пояснительной записке, утилизация отходов электронного и электрического оборудования, содержащих озоноразрушающие вещества, входит в число обязательств, взятых на себя Россией в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающих озоновый слой. Поэтому издание приказа «позволит снизить потенциальный вред от попадания фреонов и иных веществ, разрушающих озоновый слой, в окружающую среду».

Также в проекте конкретизированы требования к лицам-утилизаторам: например, для осуществления своей деятельности им потребуется иметь в уставных документах соответствующую запись в соответствии с ОКВЭД-2. Кроме того, при осуществлении деятельности по обращению с группами однородных отходов необходимо будет осуществлять фото- и видеофиксацию весового контроля таких отходов и не менее полугода хранить соответствующие данные в электронном виде.

Вместе с тем проект приказа содержит требования, исполнение которых на практике может вызвать сложности. Например, как нужно вести фото- и видеофиксацию взвешивания отходов? В каких случаях достаточно только фотофиксации, а в каких потребуется видео? Не понятно, как поднадзорное лицо должно правильно исполнить это требования.

С другой стороны, вызывает сомнение необходимость подробной регламентации деятельности и технологических операций в Требованиях, многие из которых будет сложно исполнить на практике и не менее сложно проверить инспектору. Так, явно избыточными представляются требования по обязательному разделению отходов электронного и электрического оборудования сначала по типам, а потом по элементам, по извлечению опасных компонентов, обязательному удалению кабелей и первичному измельчению.

Очевидно, лица, которые профессионально занимаются такой деятельностью, лучше знают, какие действия им нужно совершить и в какой совокупности и последовательности. Поэтому чиновникам Минприроды не следует забывать: Требования при обращении с однородными отходами направлены в первую очередь на регулирование общественных отношений в целях охраны окружающей среды. А регламентация производственных процессов, требования к конкретным технологиям и оборудованию — это область технического регулирования.