Минприроды разродилось проектом Дорожной карты по снижению объёма отходов, поступающих на полигоны, внедрению раздельного сбора отходов, переходу на экономику замкнутого цикла и применению механизма расширенной ответственности производителя в части обработки и утилизации отходов от использования многослойной и иных видов комбинированной упаковки.

Результатами обозначены установление и обеспечение исполнения норматива утилизации 100% к 2028 году. Однако такой процент может быть установлен, а не обеспечен, причём он должен быть установлен сразу в размере 100%. Это не значит, что отходы комбинированной упаковки будут утилизированы полностью: такое невозможно ни к 2028 году, ни к 2050 году. Норматив утилизации — это не доля утилизированных отходов, а понижающий коэффициент для ставки экологического сбора. Не нужно путать эти понятия.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Для «вовлечения полученного вторичного сырья в производственные процессы экономики замкнутого цикла» нужен норматив утилизации 100% с 2023 года, в крайнем случае с 2024—2025 годов, как это предусматривает известный законопроект, внесенный аппаратом Правительства. Пока не будет создана экономическая модель в виде 100% РОП с переносом ответственности на производителя, большая часть мероприятий Дорожной карты не имеет смысла. Например, оценка существующей инфраструктуры сбора многослойной и иных видов комбинированной упаковки. Простой ответ, который всем в отрасли известен: её не существует, за исключением пары пунктов зелёных энтузиастов.

Определение доли тоже никак не решит проблему: эта доля постоянно меняется, особенно с учетом ухода отдельных компаний из России и передачи бизнеса локальному менеджменту, недостатка краски/картона, других проблем подотрасли. Когда будет перенесена ответственность на производителей упаковки, станет очень легко понять, сколько отходов такой упаковки образуется: достаточно видеть, сколько такой упаковки выпускается, не надо ездить по свалкам и взвешивать мусор.

План по сортировке многослойной упаковки для каждого субъекта РФ также не решит проблему в отсутствие экономической модели. Это похоже на попытку производителей многослойной упаковки переложить свою ответственность на субъекты РФ, то есть опять на население, которое за свои налоги должно обеспечивать сбор этих отходов.

Наличие сведений о размещении пунктов сбора на официальных сайтах региональных и муниципальных органов власти тоже не решит проблему: как у бизнеса не будет мотивации к организации подобных пунктов, так и у населения не будет стимула нести туда свои отходы. То же самое касается формирования экологичного поведения граждан, пропаганды зелёного образа жизни, учебных материалов по сбору и утилизации отходов. Конечно, если государство не хочет лишь создать видимость того, что оно делает шаги для обеспечения реального рециклинга отходов комбинированной упаковки. Реальность же такова: можно собрать сколько угодно упаковки, но без 100-процентного РОП эти отходы можно будет после сбора и сортировки только отправить на захоронение.

Дорожная карта предусматривает внесение комбинированной упаковки в перечень отходов производства и потребления, запрещенных к захоронению. Но если говорить о комбинированной картонной упаковке, то она уже внесена в перечень, как и все возможные виды макулатуры. Многослойная упаковка из картона относится к макулатуре марки МС-11 В в соответствии с ГОСТ 10 700–97. Что предлагается делать с этими отходами, неясно, при этом в смеси ТКО их никто не мешает захоранивать.

Влияние этого инструмента на рост утилизации отходов очень близко к нулю. В странах, где сей инструмент эффективно применяется, запрещено захоранивать несортированные отходы, и после этого — определённые виды этих сортированных отходов. Кроме того, непонятно: какое отношение этот пункт (и весь соответствующий раздел Дорожной карты) имеет к установлению 100% норматива утилизации.

Документы