Тройка судей ВС РФ вступилась за мусорного оператора, который отказался снижать плату за вывоз ТКО собственнице квартиры за период ее полугодового отсутствия. Дама пожаловалась в жилнадзор, и тот выдал мусорному оператору предписание «об устранении нарушения». Оператор обжаловал предписание в суде — ведь плата за обращение с ТКО в регионе рассчитывается исходя из квадратных метров помещения, а не количества проживающих, стало быть, отсутствие или присутствие кого бы то ни было из проживающих никак не влияет на размер этой платы, и перерасчет на случай временного отсутствия невозможен ни технически, ни юридически (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 4 августа 2022 г. № 301-ЭС22−3743).

Однако суды трех инстанций сочли, что предписание законно:

- Реклама -
Подписка — внутри поста
  • предусмотренное ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354; далее — Правила) право потребителя на перерасчет по коммунальной услуге и обязанность исполнителя коммунальной услуги осуществить его не поставлены в зависимость от того, каким способом производится расчет стоимости подлежащей оплате коммунальной услуги (исходя из площади занимаемого помещения либо исходя из количества проживающих в жилом помещении человек);
  • иной подход приведет к тому, что потребители, которым плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, будут поставлены в неравное положение с потребителями, которым указанная плата начисляется исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан,
  • следовательно, спорное предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы регионального оператора, поскольку незаконных обязанностей на него не возлагает.

Однако тройка судей Экономколлегии Верховного Суда РФ пересмотрела дело и признала спорное предписание недействительным:

  • в случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы,
  • КС РФ в недавнем определении отметил, что полномочие региональной власти на введение расчетов за вывоз ТКО исходя из метража помещения, а не количества людей в нем, — «не может рассматриваться как несообразное конституционным предписаниям», поскольку предполагает, что регион принимает такое решение не из произвольных меркантильных соображений, а с учетом сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной миграции населения, проживающего на определенной территории, и прочих объективных факторов;
  • кроме того, абз. 2 п. 148.30 Правил в части определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения был предметом проверки Верховного Суда РФ на соответствие нормам Жилищного кодекса и признан законным (решение от 22 июля 2020 г. по делу № АКПИ20−254).

Правда, тройка судей СК ЭС ВС РФ обошла своим вниманием тот факт, что упомянутым решением ВС РФ по делу № АКПИ20−254 спорный абз.2 п. 148.30 Правил был «одобрен» как раз потому, что он не противоречит ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса о праве на перерасчет за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ, и Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО, в п. 148.44 Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Таким образом, перерасчет платы за обращение с ТКО за период временного отсутствия становится практически невозможным в тех регионах, где она взимается с «квадратных метров», а не исходя из числа проживающих, что фактически переводит плату за обращение с ТКО в разряд налогового платежа, а не коммунального. С другой стороны, такое регулирование, однозначно, будет стимулировать граждан на скорейший переход к раздельному сбору ТКО — ведь в этом случае хотя бы сама плата, как правило, становится меньше (хотя пересчитать ее все равно будет невозможно).