Ход решения актуальных вопросов новой системы обращения с ТКО

Обновлено: 17 июля 2019 г.

Для удобства мы собрали в одном месте наиболее актуальные вопросы реформы системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Список со временем будет видоизменяться и расширяться.

Регулярно посещая эту страницу, вы всегда будете в курсе актуальной проблематики в сфере обращения с ТКО.

Мы оперативно обновляем информацию о ходе решения каждого вопроса по мере поступления свежих данных.

Законодательство

Действующее законодательство

Приказ Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов»

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269)

Эффект от решения вопроса

Единые требования к полигонам при учете веса принятых отходов позволят узнать точную массу отходов, а не приведенную из кубометров по средней плотности в регионе.

Сейчас анализ установленных по стране нормативов накопления в кубометрах на человека показывает одну картину, но, фактически, учет плотности ТКО в кг/м3 представит картину в совершенно ином свете. Инициатива устраняет эту коллизию.

Также разные субъекты РФ указывают нормативы накопления ТКО в куб.м. или килограммах в год на расчетную единицу, что затрудняет анализ и понимание картины по стране в целом.

Инициатор решения

Комиссия Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды проводила аудит отрасли по обращению с отходами на 2019 год.

Аудит отрасли по обращению с отходами 2019

Эксперты ОП РФ пришли к выводу, что природа исходных данных сильно разнится, поэтому сложно сопоставить показатели по регионам страны, без учета плотности ТКО в кг/м3 , которая сильно влияет на величину норматива накопления ТКО в куб.м.

Дело в том, что граждане платят за кубический метр, а перевозчик сдает на размещение отходы в тоннах.

По результатам аудита экологи ОП РФ пришли к выводу о необходимости:

  • на федеральном уровне установить границы (коридоры) нормативов накопления ТКО и плотности ТКО кг/м3, а на региональном уровне установить зависимость нормативов по типу населенного пункта и количеству проживающих, а плотности по географическому признаку (по урбанизации);
  • установить единые требования к полигонам при учете принятых отходов вести обязательный весовой контроль и ввести ответственность за отсутствие весового контроля.

Ответственные

Минприроды, ФАС

Ход решения

Правительственная комиссия по вопросам обращения с отходами производства и потребления по итогам заседания от 14 июня поручила Минприроды и ФАС дополнительно проработать вопрос установления на федеральном уровне общего порядка (методики) расчёта плотности твёрдых коммунальных отходов при отсутствии на объектах обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО средств измерения их массы или их неисправности.

До 14 августа 2019 г. ведомства должны представить соответствующие предложения, а также предоставить информацию о текущем оснащении объектов размещения ТКО средствами измерения массы отходов.

ТБО   14.07.2019  

Действующее законодательство

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156

Нормы СанПин, требованиям которых должны соответствовать контейнерные площадки. В частности:

  • п.8.2.4, п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (с изменениями и дополнениями);
  • п.3.11 СП 3.5.3.3223–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» (при необходимости, если в обращении указано на наличие грызунов);
  • п.3.2, п.4.4 СанПиН 3.5.2.3472–17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»;
    п.7.3.1 СП 3.1.7.2614–10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом»;
  • п.9.4 СП 3.1.7.2642–10 «Профилактика туляремии»;
  • п.7.4.1.8 СП 3.1.3310–15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами».

Эффект от решения вопроса

Согласно действующему законодательству, регоператор отвечает за ТКО с момента их погрузки в мусоровоз. При этом контейнеры могут приобретать как регоператоры, так и муниципальные власти и управляющие компании. За содержание площадки регоператор ответственности не несет, хотя на площадке могут стоят его контейнеры.

Возникают споры между вышеперечисленными участниками системы обращения с ТКО о том, где кончается ответственность одного участника и начинается ответственность другого.

Проработка разграничения ответственности должна повысить темпы обустройства необходимым количеством мест накопления ТКО, контейнеров и улучшить «витрину» реформы.

Инициатор решения

30 апреля опубликован Перечень поручений Президента РФ по итогам встречи с представителями общественности для обсуждения национального проекта «Жильё и городская среда», которая состоялась 12 февраля 2019 г.

Ответственные

Правительство РФ (Медведев Д.А.)

Ход решения

До 1 июня 2019 г. Правительство РФ должно оценить целесообразность внесения в законодательство изменений, направленных на разграничение ответственности в сфере обращения с ТКО между муниципальными образованиями, управляющими компаниями и регоператорами по обращению с ТКО, а также на установление ответственности таких регоператоров за содержание мест (площадок) накопления отходов, приобретение и содержание мусорных контейнеров.

ТБО   28.05.2019  

Действующее законодательство

Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019)

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Эффект от решения вопроса

Населению будет более понятно, кто отвечает за коммунальную услугу «Обращение с ТКО».

Уменьшение количества ошибок и несоответствий при выставлении гражданам платы за услугу по вывозу мусора.

Инициатор решения

30 апреля опубликован Перечень поручений Президента РФ по итогам встречи с представителями общественности для обсуждения национального проекта «Жильё и городская среда», которая состоялась 12 февраля 2019 г.

Ответственные

Правительство РФ (Медведев Д.А., Вайно А.Э.), ОНФ (Развожаев М.В.)

Ход решения

До 1 июня 2019 г. Правительству РФ необходимо разработать правила указания в платежных документах, на основании которых вносится плата за коммунальные услуги, информации о региональных операторах по обращению с ТКО:

  • телефон региональной «горячей линии» системы обращения с ТКО,
  • телефон регионального оператора,
  • адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещается информация о графике работы оператора и другая информация.

Общероссийскому народному фронту рекомендовано контролировать наличие в платежных документах, на основании которых вносится плата за коммунальные услуги, информации о регоператорах по обращению с ТКО.

До 1 июля 2019 г. ОНФ должен был предоставить в Правительство РФ доклад о соответствующих мероприятиях. Далее отчитываться не реже 1 раза в полгода (поручение выполнено).

До 14 августа Минстрой вместе с первыми лицами субъектов РФ должны проверить платежные документы, которые формируют регоператоры по обращению с ТКО. Цель проверки — установить соответствие данных в таких платежных документах пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных и жилых домах.

Правкомиссия ТКО рекомендовала высшим исполнительным органам субъектов РФ включить услугу «Обращение с ТКО» в единый платежный документ.

ТБО   28.05.2019  

Действующее законодательство

КоАП РФ

Эффект от решения вопроса

Предполагается уменьшение нарушений в сфере обращения с различными отходами в связи с ужесточением административной ответственности.

Инициатор решения

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству 23 мая 2019 г. предложил таблицу поправок к проекту федерального закона № 176187-7 «О внесении изменений в статью 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Ответственные

Госдума

Ход решения

ВОПРОС РЕШЕН

17 июня 2019 г. Владимир Путин подписал Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Законопроект вносит поправки в КоАП РФ и устанавливает целый ряд новых штрафов.

Нарушения СанПиН

1. Отходы производства и потребления

Нарушение СанПиН при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления:

  • для граждан — 2–3 тыс. рублей (за повторное 3–4 тыс. рублей)
  • для должностных лиц — 30–40 тыс. рублей (за повторное 40–50 тыс. рублей)
  • для предпринимателей без образования юрлица — 50–60 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток. (за повторное 70–80 тыс. рублей или приостановка 90 суток)
  • для юрлиц — 250–350 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (за повторное 400–500 тыс. рублей или приостановка 90 суток)

Если действие или бездействие в отношении требований СанПиН при указанной выше деятельности с отходами производства и потребления повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии (за исключением уголовно наказуемого деяния):

  • для граждан — 4–5 тыс. рублей
  • для должностных лиц — 50–60 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 80–90 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • для юрлиц — 500–600 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Нарушение СанПиН при размещении отходов производства и потребления:

  • для граждан — 3–5 тыс. рублей (за повторное 6–7 тыс. рублей)
  • для должностных лиц — 40–50 тыс. рублей (за повторное 50–60 тыс. рублей)
  • для предпринимателей без образования юрлица — 60–70 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток. (за повторное 80–90 тыс. рублей или приостановка 90 суток)
  • для юрлиц — 350–450 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (за повторное 600–700 тыс. рублей или приостановка 90 суток)

Если действие или бездействие в отношении требований СанПиН при размещении отходов повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии (за исключением уголовно наказуемого деяния):

  • для граждан — 7–8 тыс. рублей
  • для должностных лиц — 60–70 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 90–100 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • для юрлиц — 700–800 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток

2. Отходы животноводства

Нарушение СанПиН при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства:

  • для граждан — 5–7 тыс. рублей (за повторное 7–8 тыс. рублей)
  • для должностных лиц — 50–60 тыс. рублей (за повторное 60–70 тыс. рублей)
  • для предпринимателей без образования юрлица — 70–80 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток. (за повторное 90–100 тыс. рублей или приостановка 90 суток)
  • для юрлиц — 450–550 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (за повторное 700–800 тыс. рублей или приостановка 90 суток)

Если действие или бездействие в отношении требований СанПиН при указанной выше деятельности с отходами животноводства повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии (за исключением уголовно наказуемого деяния):

  • для граждан — 8–9 тыс. рублей
  • для должностных лиц — 70–80 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 100–110 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • для юрлиц — 800–900 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток

Нарушение СанПиН при размещении отходов животноводства:

  • для граждан — 8–10 тыс. рублей (за повторное 10–12 тыс. рублей)
  • для должностных лиц — 70–90 тыс. рублей (за повторное 90–100 тыс. рублей)
  • для предпринимателей без образования юрлица — 90–110 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток. (за повторное 110–120 тыс. рублей или приостановка 90 суток)
  • для юрлиц — 600–800 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (за повторное 800–900 тыс. рублей или приостановка 90 суток)

Если действие или бездействие в отношении требований СанПиН при размещении отходов животноводства повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии (за исключением уголовно наказуемого деяния):

  • для граждан — 12–14 тыс. рублей
  • для должностных лиц — 100–110 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 120–130 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • для юрлиц — от 900 тыс. до 1 млн рублей или приостановление деятельности до 90 суток

Нарушения в области охраны окружающей среды (ООС)

1. Отходы производства и потребления

Нарушение требований в области ООС при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления:

  • для граждан — 1–2 тыс. рублей (за повторное 2–3 тыс. рублей)
  • для должностных лиц — 10–30 тыс. рублей (за повторное 30–40 тыс. рублей)
  • для предпринимателей без образования юрлица — 30–50 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток. (за повторное 50–70 тыс. рублей или приостановка 90 суток)
  • для юрлиц — 100–250 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (за повторное 250–400 тыс. рублей или приостановка 90 суток)

Если действие или бездействие в отношении требований в области ООС при указанной выше деятельности с отходами производства и потребления повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии (за исключением уголовно наказуемого деяния):

  • для граждан — 3–4 тыс. рублей
  • для должностных лиц — 40–50 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 70–80 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • для юрлиц — 400–500 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Нарушение требований в области ООС при размещении отходов производства и потребления:

  • для граждан — 3–5 тыс. рублей (за повторное 5–6 тыс. рублей)
  • для должностных лиц — 20–40 тыс. рублей (за повторное 40–50 тыс. рублей)
  • для предпринимателей без образования юрлица — 40–50 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток. (за повторное 50–60 тыс. рублей или приостановка 90 суток)
  • для юрлиц — 300–400 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (за повторное 500–600 тыс. рублей или приостановка 90 суток)

Если действие или бездействие в отношении требований в области ООС при размещении отходов повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии (за исключением уголовно наказуемого деяния):

  • для граждан — 6–7 тыс. рублей
  • для должностных лиц — 50–60 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 60–70 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • для юрлиц — 600–700 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток

2. ПНООЛР

Неисполнение обязанности по разработке и направлении ПНООЛР в уполномоченный орган:

  • для должностных лиц — 20–40 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 40–60 тыс. рублей
  • для юрлиц — 200–300 тыс. рублей

Превышение лимитов:

  • для должностных лиц — 20–40 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 40–60 тыс. рублей
  • для юрлиц — 200–350 тыс. рублей

Неисполнение обязанности отнести отходы производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу:

  • для должностных лиц — 20–40 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 40–60 тыс. рублей
  • для юрлиц — 200–350 тыс. рублей

Неисполнение обязанности вести учет отходов производства и потребления:

  • для должностных лиц — 20–40 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 40–60 тыс. рублей
  • для юрлиц — 200–350 тыс. рублей

Неисполнение обязанности мониторить состояние окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления

  • для должностных лиц — 20–40 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 40–60 тыс. рублей
  • для юрлиц — 200–350 тыс. рублей

Неисполнение обязанности инвентаризировать объекты размещения отходов производства и потребления

  • для должностных лиц — 20–40 тыс. рублей
  • для предпринимателей без образования юрлица — 40–60 тыс. рублей
  • для юрлиц — 200–350 тыс. рублей

Утилизация товаров и упаковки

Если импортёры и производители товаров и упаковки, подлежащих утилизации, самостоятельно не утилизируют отходы и не уплатят экологический сбор, их накажут штрафом в размере трёхкратной суммы ставки сбора за ту часть товаров или упаковки, которые не были утилизированы согласно нормативам.

При этом штраф не может быть меньше 250 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и меньше 500 тысяч рублей для компаний.

ТБО   26.05.2019  

Действующее законодательство

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ

Эффект от решения вопроса

Площадки и контейнеры считаются «витриной» реформы системы обращения с ТКО.

Помощь из федерального бюджета ускорит обустройство необходимого количества мест накопления мусора и установку необходимого количества контейнеров.

Инициатор решения

Пункт 5 Списка поручений Дмитрия Медведева, который был составлен по итогам встречи 23 апреля с участниками Всероссийского экологического форума «Чистая страна»

Ответственные

Минстрой, Минприроды

Ход решения

До 1 июля 2019 г. ответственным необходимо доложить в Правительство РФ о результатах проведенной инвентаризации контейнерных площадок и контейнеров для накопления ТКО. Представить список субъектов РФ, которым необходимо софинансирование за счёт средств федерального бюджета на цели обустройства контейнерных площадок и приобретения контейнеров.

Субъекты РФ должны до 1 июня 2019 г. предоставить Минстрою информацию по инвентаризации контейнерных площадок и контейнеров для накопления ТКО по специально разработанной ведомством форме.

В настоящий момент (1 июля 2019 г.) разрабатывается механизм, согласно которому 80% средств на приобретение контейнеров будет предоставлено субъектам из федерального бюджета, а остальная часть — из их собственных бюджетов.

Чтобы восполнить потребность в недостающем контейнерном парке субъектам РФ придется докупить еще 750 тыс. контейнеров, сообщил в четверг 27 июня советник гендиректора Российского экологического оператора Сергей Королев. По его словам, на покупку такого количества контейнеров придется потратить порядка 9,7 млрд рублей.

ТБО   26.05.2019  

Действующее законодательство

Административная ответственность в соответствии со ст. 12.21.11 КоАП РФ.

Положения ст. 31 и 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

Эффект от решения вопроса

Сократится транспортное плечо, так как мусоровозы смогут выбирать более оптимальные маршруты.

Снизится стоимости услуги по обращению с ТКО для населения.

Мусоровоз отличается от других грузовиков, которые можно перегрузить, нарастив борта. В мусоровозе есть плита, которая сдвигает отходы к кабине. Эта плита - тяжелая, поэтому мусоровоз может быть загружен всего лишь на 50%, а по нагрузке на заднюю тележку по этой оси он уже имеет перевес.

Инициатор решения

Список поручений председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в сфере новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), составленный по итогам встречи 23 апреля 2019 г. с участниками Всероссийского экологического форума «Чистая страна».

Ответственные

Минтранс

Ход решения

До 25 июля 2019 года Минтранс по поручению Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления должен проработать вопрос об освобождении мусоровозов от платы в счет причиняемого автодорогам вреда.

ТБО   21.05.2019  

СанПиН

Действующее законодательство

Раздел 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов":

Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м.:

Мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью от 40 тыс. т/год.

Класс II - санитарно-защитная зона 500 м.:

Мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью до 40 тыс. т/год.

Полигоны твердых бытовых отходов, участки компостирования твердых бытовых отходов.

Полигоны по размещению, обезвреживанию, захоронению токсичных отходов производства и потребления 3-4 классов опасности.

Эффект от решения вопроса

В ряде регионов, где большие площади отведены под сельхозугодья, трудно или почти невозможно найти место под строительство нового объекта в сфере обращения с ТКО (мусоросортировка или мусоропереработка), чтобы не нарушить действующие требования к санитарно-защитной зоне и получить одобрение у населения в рамках публичного обсуждения.

Инициатор решения

Вопрос поднимался в ходе IX Межведомственного круглого стола по координации взаимодействия органов власти субъектов РФ и бизнеса в области обращения с отходами, который проходил 22 марта 2019 г. в Москве.

Ответственные

Роспотребнадзор

Ход решения

Пока нет информации о ходе решения этого вопроса.

ТБО   28.05.2019  

Действующее законодательство

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Пункт 1.12. СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988:

Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ

Эффект от решения вопроса

Сокращение транспортных расходов регоператоров за счет уменьшения расхода ГСМ. Мусоровозы будут меньше стоять в городских пробках, регоператоры смогут формировать более оптимальный график вывоза мусора.

Сокращение стоимости услуги за обращение с ТКО для потребителей.

Инициатор решения

Этот вопрос 23 апреля на встрече Дмитрия Медведева с участниками всероссийского экологического форума "Чистая страна" озвучил исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.

Ответственные

Роспотребнадзор

Ход решения

Роспотребнадзор опубликовал доработанный с учетом поступивших в ходе общественного обсуждения замечаний проект СанПиН 2.1.7. -19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений».

Ожидаемый срок - 3 квартал 2019 г.

Документ не содержит запрета на вывоз мусора с 11 вечера до 7 утра.

Согласно пункту 2.5 доработанного проекта СанПиН 2.1.7. -19:

«2.5. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течении 3-х суток:

 - плюс 5оС и выше — не более 1 суток

 - плюс 4оС и ниже — не более 3 суток

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации вправе принимать решение об изменении периодичности вывоза ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха по результатам санитарно-эпидемиологической оценки».

4 июля Минэкономразвития опубликовало отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект СанПиН 2.1.7. -19, отправив его на доработку.

Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект СанПиН 2.1.7. -19

ТБО   24.05.2019  

Действующее законодательство

Санитарные правила № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ

Эффект от решения вопроса

Сокращение транспортных расходов регоператоров за счет более оптимального графика объезда мусоровозами площадок накопления ТКО.

Сокращение стоимости услуги за вывоз мусора для потребителей.

Инициатор решения

15 марта опубликован проект «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7. -19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений». Ожидаемый срок - 3 квартал 2019 г.

Ответственные

Роспотребнадзор, Минприроды, ФАС

Ход решения

Роспотребнадзор опубликовал доработанный с учетом поступивших в ходе общественного обсуждения замечаний проект СанПиН 2.1.7. -19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений».

Ожидаемый срок - 3 квартал 2019 г.

Согласно пункту 2.5 доработанного проекта СанПиН 2.1.7. -19:

«В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации вправе принимать решение об изменении периодичности вывоза ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха по результатам санитарно-эпидемиологической оценки».

4 июля Минэкономразвития опубликовало отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект СанПиН 2.1.7. -19, отправив его на доработку.

Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект СанПиН 2.1.7. -19

Минэкономразвития подчеркнуло: при определении сроков временного накопления несортированных ТКО, проектом СанПиН 2.1.7. -19 не учтены особенности вывоза таких отходов из малочисленных населенных пунктов (до 250 человек). При этом возникающие расходы региональных операторов по обращению с ТКО в данном случае могут оказаться высокими ‎и экономически неоправданными.

Ведомство рекомендует дополнить проект положениями в части возможности в установленном порядке изменить периодичность вывоза ТКО ‎не только в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в Арктической зоне РФ, труднодоступных населенных пунктах, но и в малочисленных населенных пунктах.

ТБО   24.05.2019  

Действующее законодательство

Санитарные правила № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ

Эффект от решения вопроса

Сокращение транспортных расходов регоператоров, за счет экономии ГСМ и оптимального графика выезда мусоровозов на места накопления ТКО

Снижение стоимости услуги за обращение с ТКО для потребителей.

Инициатор решения

15 марта опубликован проект «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7. -19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений». Ожидаемый срок - 3 квартал 2019 г.

Ответственные

Роспотребнадзор, Минприроды, ФАС

Ход решения

1

Сейчас глава Роспотребнадзора Анна Попова рекомендует руководствоваться разъяснениями, изложенными в письме от 29 апреля 2019 г. N 02/6111-2019-27

А именно:

  • периодичность вывоза раздельно собранных отходов может устанавливаться по каждой группе отходов;
  • отходы за исключением тех, что содержат остатки пищи, целесообразно вывозить по мере накопления, но не реже 1 раза в 7 дней.

2

Роспотребнадзор опубликовал доработанный с учетом поступивших в ходе общественного обсуждения замечаний проект СанПиН 2.1.7. -19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений».

Ожидаемый срок - 3 квартал 2019 г.

Документ не содержит правил вывоза сортированных отходов.

В пункте 2.5 доработанного проекта СанПиН 2.1.7. -19 речь идет только о периодичности вывоза несортированных ТКО:

«2.5. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течении 3-х суток:

 - плюс 5оС и выше — не более 1 суток

 - плюс 4оС и ниже — не более 3 суток

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации вправе принимать решение об изменении периодичности вывоза ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха по результатам санитарно-эпидемиологической оценки».

3

4 июля Минэкономразвития опубликовало отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект СанПиН 2.1.7. -19, отправив его на доработку.

Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект СанПиН 2.1.7. -19

Как отметило Минэкономразвития, пункт 2.5 проекта СанПиН 2.1.7. -19 предусматривает, что главный государственный санитарный врач по субъекту РФ может изменить периодичность вывоза ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха по результатам санитарно-эпидемиологической оценки. В то же время периодичность вывоза ТКО определена постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам ‎и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (раздел VII. Обращение с твердыми коммунальными отходами).

Также пункт 4.24 проекта СанПиН 2.1.7. -19 устанавливает обязанность по раздельному накоплению ТКО на территории объектов торговли. Однако раздельное накопление ТКО предусмотрено порядком накопления (в том числе раздельного накопления), который утверждает орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с полномочиями, установленными статьей 6 Закона об отходах (№ 89-ФЗ).

ТБО   24.05.2019  

Действующее законодательство

Санитарные правила № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ

Эффект от решения вопроса

Действующие нормы подразумевают не более 5 контейнеров на площадке. Это мешает устанавливать контейнеры для раздельного сбора, не нарушая законодательство.

Изменение нормы стимулирует раздельный сбор отходов.

Инициатор решения

15 марта опубликован проект «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7. -19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений». Ожидаемый срок - 3 квартал 2019 г.

Ответственные

Роспотребнадзор

Ход решения

Роспотребнадзор опубликовал доработанный с учетом поступивших в ходе общественного обсуждения замечаний проект СанПиН 2.1.7. -19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений».

Ожидаемый срок - 3 квартал 2019 г.

Согласно пункту 1.8 доработанного проекта СанПиН 2.1.7. -19:

1.8. Для определения необходимого количества устанавливаемых на контейнерных площадках мусоросборников для ТКО и мест для сбора КГО следует исходить из численности обслуживаемого населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО, включая мусоросборники для раздельного накопления ТКО, но не более 10-ти контейнеров для ТКО и 2-х бункеров для КГО.

Раздельное накопление ТКО должно исключать содержание в них органических отходов (органического происхождения) и отходов жизнедеятельности.

4 июля Минэкономразвития опубликовало отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект СанПиН 2.1.7. -19, отправив его на доработку.

Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект СанПиН 2.1.7. -19

Замечания Минэкономразвития по пункту 1.8

Пунктом 1.8 проекта акта предусмотрена ссылка на «ГОСТ Р 54098-2010 Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения».

Согласно частям 3 и 4 статьи 27 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 162-ФЗ) ссылки на национальные стандарты в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения национальных стандартов с указанием даты утверждения и даты регистрации, пунктов, разделов национальных стандартов, при этом тексты национальных стандартов и информационно-технических справочников, на которые даны ссылки, прилагаются к соответствующим проектам нормативных правовых актов при прохождении ими установленных процедур разработки и утверждения.

Таким образом, абзац второй пункта 1.8 проекта акта подлежит приведению
в соответствие статье 27 Федерального закона № 162-ФЗ.

Кроме того, во втором абзаце пункта 1.8. проекта акта вместо слова «них» необходимо прописать более четкую формулировку.

ТБО   24.05.2019  

Тарифы

Действующее законодательство

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»)

Подпункт «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»:

1. Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы:

г) автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.

Эффект от решения вопроса

Оптимизация расходов регоператоров.

Если расходы на ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» будут включены в тариф, это ускорит ход реализации требования закона об оснащении мусоровозов системой спутниковой навигации.

Инициатор решения

Протокол заседания Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления от 5 марта 2019 г.

Ответственные

Минприроды, Минтранс, ФАС

Ход решения

До 10 апреля 2019 г. ведомства должны были предоставить свои предложения по вопросу включения в тарифы в области обращения с ТКО расходов на оснащение транспортных средств системами спутниковой навигации.

19 апреля на заседании Правительственной комиссии вице-премьер Алексей Гордеев поручил министру экологии и природных ресурсов проанализировать причины сдвига сроков и неисполнения ряда предыдущих поручений.

26 июня редакция журнала «ТБО» получила разъяснительное письмо Федеральной антимонопольной службы, согласно которому:

«Расходы регулируемой организации на оснащение транспортных средств системами спутниковой навигации являются технологически обоснованными и подлежат учету в предельных тарифах операторов в экономически обоснованном размере по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов, проводимой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на установление предельных тарифов в сфере обращения c твердыми коммунальными отходами», — говорится в письме ведомства.

Письмо ФАС от 25 июня 2019 г. № ВК/53264/19

ТБО   27.05.2019